ЖАЛО. Жало и слюна. Разговорное выражение "змея ужалила"
само по себе не верно, поскольку змея не "жалит жалом", ос-
тавляя его в теле укушенного, подобно пчеле или осе, а - ку-
сает зубами. Искать кусочки "жала" после змеи - бесполезно, в
ране может, правда, остаться, случайно обломанный тонкий ядо-
витый зуб, если укушенный тут же отбросил змею прочь..
Именовался "жалом". постоянно выпускаемый и вибрирущий воз-
духе двойной язычок, фактически, орган обоняния змеи. След от
пары ядовитых зубов ассоциировали со следом от пары кончиков
язычка. Стоит однако заметить, что подобное двойное "жало"
есть даже у гигантского варана. Для целой кожи язычок-жало,
потенциально, не опасен.
Однако, для поврежденной кожи он может, хтя и не всегда,
оказать крайне не желательное действие. Раздражающее или, от-
равляющее действие, может иметь - слюна змеи. Более того, у
возбужденной змеи во рту может оказаться и яд. Потому касание
"жалом" хотя и не наносит рану, но маложелательно. Тем не ме-
нее сам по себе язычок - абсолютно безвреден и опытные закли-
натели позволяют, например, кобре язычком ощупывать себя.
ЖЕЛЧЬ ЗМЕИ. Длительное время одной из ошибок целого ряда
медиков было то мнение, что наиболее ядовитым продуктом в
змее явлется не ее яд, а... ее желчь!
С опровержением этого в средние века выступил известный на-
туралист Францеско Реди(1626-1697). Он публично выпил разбав-
ленную желчь змеи и остался жив. Стоит заметит, что помимо
этого своеобразного "эксперимента" Реди демонстрировал и
прославленные опыты с опровержением "самозарождения" целого
ряда живых существ, например, таких, как обычные домашние му-
хи. Про мух утверждали, что они выводятся из... гнилого мяса!
ЗАКЛИНАТЕЛЬ. Наличие "заклинателя" ни в коем случае не оз-
начает его "опытности" и, тем более того, что он сможет "ма-
гически" спасти неосторожного зрителя(например, туриста), ес-
ли того случайно укусит его же змея. Примеры на эту тему
обычно достаточно грустны.
Так, в апреле 1998 года в Лагосе(Нигерия), во время предс-
тавления местного заклинателя из деревни Данкайва змей погиб
10-летний мальчик. Маххамед ахмеду которого укусила кобра
принадлежавшая чародею Кобра, вонзила свои ядовитые зубы в
его правую ягодицу. В районе не было не только сыворотки но и
вообще, больницы. Заклинатель был взят под стражу. (по данным
агенства GoNet.ru)
ЗАПАХ. Запах, причем запах знакомый, для спокойствия змеи
крайне важен. Одежда человека, проведшего несколько дней в
одной комнате со змеями, как правило уже приобретает "их" за-
пах и змеи реагируют на такого человека(точнее - запах его
олдежды) гораздо сдержаннее, нежели если бы он одел новую
одежду.
На резкие и новые запахи - табака, вина, бензина, машинно-
го масла и т.п. змеи реагирут крайне отрицательно, либо аг-
рессией, либо полным избеганием. Стоит заметить, что еще Абу
ибн Сина(Аиценна) рекомендовал для изгания змей применять -
горчцу, которой намазывали все посещаемые змеями участки.
Понятно, что даже не касаясь язычком подобного "горчичника"
змея его почувствует и постарется убраться подальше.
ЗЕРКАЛЬЦЕ. Увидев свое отражение в зеркале или стекле змея
способна принять его за другую змею, во всяком случае, реаги-
рует, как на некий движущийся объект. Но речь идет о другом
зеркальце. Оно вешается, как правило, на шею, грудь, пояс, а
то и на ногу, во время похода по зарослям тропических лесов
Индии или Африки. Вместо зеркальца, впрочем, может использо-
ваться любая блестящая достаточно "граненая" вещь.
Это не причуда ине какой-то талисман суеверного жителя.
Необходимть применения - для предохраения от "плевка" плюю-
щейся кобры(например, черношейной), которая делает свой
"выстрел" точно на блеск глаз животного или человека, что,
подчас может вызвать совершенно внезапную и непонятную для
окружающих сверть.. если змея тут же скрывается в зарослях.
При наличии же блестящей "побряушки" змея, как показывает
практика, нередко ошибается и бьет по "ложной цели". Видимо,
именно в таким применеием зеркальца было связано ошибочное
мнение о василиске(фактически, плюющейся змее), что тот, при
виде зеркала обессиливает и погибает, отчего и "опытные пут-
ники" и берут с собой в дорогу зеркальце.
ЗЕРКАЛЬЦЕ ОТ ВАСИЛИСКА. Под "василиском" в древности пони-
малась, видимо, плюющаяся североафриканская кобра. Выброс
яда, "плевок" кобра делает на блеск глоаз, пооэтому местное
наеление вешает на тело, ниже уровня глаза блестящие предме-
ты, например, зеркальце. Этот способ, явно, в искаженном виде
и лег в основу известного "развивающеого" мифа, что василиск
"умирает", увидев собственный взгляд в зеркале.
ЗМЕЯ В СИМВОЛИКАХ. Работа заклинателей змей со змеями в оп-
ределенном смысле символична. В Индии и восточных странах
есть и дресировщики обезьян, попугаев и других жвиотных, но
именно змеи - наиболее характерны, типичны. Змея - животное
вященное, с ней связаны сотни легенд и мифов.
На Западе, змея в применяемых символиках достаточно отчет-
ливо(в зависимости от позы, вилда и пр.) обозначала несколько
общефилософских понятий. Змея угрожающая обычно обозначлаа
смерть или возможность смерти(смертельный удар и пр.).
Змея спокойная, своей протяженностью, "длинностью" симвли-
зировала - время. Замкнутая змея, "уроборос" - означала цикл
времени, обычно - повторение чего-то, например, цикл перегон-
ки у алхимиков. Две навстречу направленные зеи, 2амфисбена"
выражали время "в перед" и "в назад", например, в прошлое и в
будущее. Змея спиральная - цикл, но с одновременным изменени-
ем, например, "повторение" годовых циклов с общим движением
вдоль оси времени(графически это - спираль).
Змея-спираль, сверху вниз вокруг тела человека, например,
вокруг тела многочисленных статуй греко-египетского бога Се-
раписа, обозначала, опять-таки, время, более того - год, ибо
вдоль змеи на многих изображениях расположены 4, 6, 12 знаков
зодиака. Отсюда, кстати и произошла воистину дурацкая "меди-
цинская астрология", которая ставила "в соответсвтие" каждому
знаку зодиака - свой орган тела, сверху вниз, начиная от зна-
ка Овна, начала светового года(март-апрель).
Поэтому "восходящая" спираль змеи стеляющаяся вдоль посоха
бога-врача Асклепия(Эскулапа) означала, фктически, возрожде-
ние жизни и жизненности, время, "текущее вверх" - к солнцу,
свету, здоровью. В то же время, заметим, взвивающаяся спираль
злобной змеи в алхимии выражали - смертоносность такого ве-
щества как мышьяк и его летучих(вверх!) соединений.
ЗОЛОТАЯ ЗМЕЯ. На короткое время выступления или, тем бо-
лее, продажи "драгоценного животного" старые ярмарочные фо-
кусники и откровенные жулики - торговцы редкостями, могли
резко изменить облик змеи. Для этого могла служить, например,
"золотая" краска, "сусальное золото"(сернистое олово и пр.).
Вызолоченная змея с прицеленной к ней жестяной, но так же
вызолоченной короной, живая, или в виде чучела - могла де-
монстрироваться в балагане или продаваться, под видом "коро-
левы змей", пойманной где-либо "с риском" для жизни.
ЗУБЫ ВЫДЕРНУТЫЕ. Далеко не все уличные заклинатели рискуют
показывать на широкой публике кобр с ядовитыми зубами. Любая
оплошность здесь способна привести к беде для окружающих, к
неприятностям для естной администрации, и, тем более для про-
мысла самого заклинателя.
Поэтому, особенно в крупных городах демонстрируемые, эф-
фектно поднимающиеся из корзин кобры - без зубов. Опасность
уменьшена, но, тем не менее, все же сохраняется, поскольку
зубы иногда быстро восстанавливаются, сохраняются осколки
прежних зубов, а смертоносный яд - как выделялся железами,
так и выделяется.
В 1999 году известен случай гибели сына заклинателя, ко-
торый посчитал, что со змеей все в порядке, зубов у нее нет,
но... зубы уже успели отрасти!
ЗУБЫ ЗМЕИНЫЕ В ПРОДАЖЕ. Современные технологии позволили
возродить и расширить некоторые крайне своеобразные виды бизне-
са. Это, например, торговля "змеиными зубами". Их отличают из
желоватой и белой пластмасы точь в точь по форме змеиных зу-
бов и даже, особой крской подмазыают "яд".
О дельцах подобного рода в 1993 году сообщала газета "Хин-
дустан Таймс"(дайджест Для Вас, 1993.39).
ИГЛЫ И ШИПЫ. В некоторых известных легендарных историях, в
частности, английской легенде о сражении с "Ламбтомским чер-
вем" рыцарь - покрывал доспехи иглами и лезвиями. Это придает
некоторую правдоподобность странной истории, поскольку круп-
ные удавы и впрямь могли водиться, ранее в довольно северных
странах, еще около тысячи лет назад, когда, даже в "ледяных"
ныне Исландии и Гренландии(последняя переводится как "зеленая
страна") произрастали береовые рощи и зеленые луга, а в Кана-
де встречался даже дикий виноград.
Привычно сжимая кольца вокруг жертвы незадачливый удав сам
себя повреждал и, тем самым, давал рыцарю возможность орудо-
вать мечом. Впрочем, следует иметь в виде, что "сжимать в
объятиях" мог, так же и крупный осминог(в античных мифах -
"Лернейская гидра" Геракла, "Медуза-Горгона" Персея и пр.).
ИЗУМРУДЫ. В восточных странах долгое время бытовало мнение,
что изумруд помогает от змей, что при взгляде на изумруд у
змей "вытекают глаза". Известный восточный ученый-энциклопе-
дист Ахмед аль-Бируни(973-1048) провел очень простой, нопока-
зательный опыт - змей посадил в корзинку и опутал изумрудными
ожерельями. Змеи остались целыми. Так рухнула еще одна леген-
да мистики.
ИНДИЙСКИЙ КАНАТ. Некоторые фокусы уличных индийских фокус-
ников или осбенности индийской магии, перешедшие ныне в арсе-
нал иллюзионистов мирового класса, прямо или косвенно, связа-
ны со змеей, или, по крайней мере, со змееподобной веревкой:
1) "Оживающие веревки", плящущие как змеи, или "веревки,
превращающиеся в змей" - достаточно простые фокусы. Здесь ве-
ревка приподниается как кобра и танцует.
2) "Прорастающее растение". Опять-таки "как кобра" у закли-
нателя "прорастает" постепенно росток из семечка в чашке с
землей под платком уличного факира. Здесь могут быть разные
секреты, но все они связаны с подменой одного ростка другим,
с втыканием в стебель фальшивых ветвей и т.п.
Впрочем, иногда использовалось индийское "резиновое дере-
во"(род фикуса), которое, при смачивании под тряпкой и впрямь
"вырастало" в полноценное растение, за каких-то 20-30 минут
сеанса и факиру надо было лишь подождать(подобными свойсвами
обладают, кстати, и проростки помидора).
3) "Выход змеи Кунадлини". В раджа-йоге опять-таки змея,
воображаемая змея половой энергии "Кундалини" путешествует по
узловым точкам(семи чакрам, анатомически - основным точкам
сгиба позвоночника) вдоль позвоночника вверх, чтобы затем,
подобно кобре из корзины заклинателя, "выйти" из макушки ме-
дитирующего йога.
4) "Индийский канат". Наконец, в одном из знаменитых и,
когда-то таиноственном трюке "индийский канат", опианном Ме-
терлинком, Блаватской, Горьким - фокусник подбрасывает букту
каната или веревку и она остается торчать вертиклаьно, лишь
слегка, опыть-таки, "как кобра" касая земли. Здесь роль игра-
ла или особая внутренняя кострукция каната или обычнейшая
скрытая вверху(например среди листвы) пеекладина, на которую,
крюком зацеплялся конец каната.
Так или иначе, все эти и еще некоторые номера по своему
внешнему эффекту явно опирались на сходство со знаменитой уг-
рожающей позой "кобры".
|