ЗАКЛИНАТЕЛЬСКИЙ СЛОВАРИК | Back | Next | Begin |

.



  

             ЖАЛО. Жало и слюна.  Разговорное выражение "змея ужалила"
         само по себе не верно,  поскольку змея не "жалит жалом",  ос-
         тавляя его в теле укушенного,  подобно пчеле или осе, а - ку-
         сает зубами. Искать кусочки "жала" после змеи - бесполезно, в
         ране может, правда, остаться, случайно обломанный тонкий ядо-
         витый зуб, если укушенный тут же отбросил змею прочь..
           Именовался "жалом". постоянно выпускаемый и вибрирущий воз-
         духе двойной язычок, фактически, орган обоняния змеи. След от
         пары ядовитых зубов ассоциировали со следом от пары  кончиков
         язычка.  Стоит  однако заметить,  что подобное двойное "жало"
         есть даже у гигантского варана.  Для целой кожи  язычок-жало,
         потенциально, не опасен.
            Однако, для  поврежденной кожи он может,  хтя и не всегда,
         оказать крайне не желательное действие. Раздражающее или, от-
         равляющее действие,  может иметь - слюна змеи.  Более того, у
         возбужденной змеи во рту может оказаться и яд. Потому касание
         "жалом" хотя и не наносит рану, но маложелательно. Тем не ме-
         нее сам по себе язычок - абсолютно безвреден и опытные закли-
         натели позволяют, например, кобре язычком ощупывать себя.
ЖЕЛЧЬ ЗМЕИ. Длительное время одной из ошибок целого ряда медиков было то мнение, что наиболее ядовитым продуктом в змее явлется не ее яд, а... ее желчь! С опровержением этого в средние века выступил известный на- туралист Францеско Реди(1626-1697). Он публично выпил разбав- ленную желчь змеи и остался жив. Стоит заметит, что помимо этого своеобразного "эксперимента" Реди демонстрировал и прославленные опыты с опровержением "самозарождения" целого ряда живых существ, например, таких, как обычные домашние му- хи. Про мух утверждали, что они выводятся из... гнилого мяса!
ЗАКЛИНАТЕЛЬ. Наличие "заклинателя" ни в коем случае не оз- начает его "опытности" и, тем более того, что он сможет "ма- гически" спасти неосторожного зрителя(например, туриста), ес- ли того случайно укусит его же змея. Примеры на эту тему обычно достаточно грустны. Так, в апреле 1998 года в Лагосе(Нигерия), во время предс- тавления местного заклинателя из деревни Данкайва змей погиб 10-летний мальчик. Маххамед ахмеду которого укусила кобра принадлежавшая чародею Кобра, вонзила свои ядовитые зубы в его правую ягодицу. В районе не было не только сыворотки но и вообще, больницы. Заклинатель был взят под стражу. (по данным агенства GoNet.ru)
ЗАПАХ. Запах, причем запах знакомый, для спокойствия змеи крайне важен. Одежда человека, проведшего несколько дней в одной комнате со змеями, как правило уже приобретает "их" за- пах и змеи реагируют на такого человека(точнее - запах его олдежды) гораздо сдержаннее, нежели если бы он одел новую одежду. На резкие и новые запахи - табака, вина, бензина, машинно- го масла и т.п. змеи реагирут крайне отрицательно, либо аг- рессией, либо полным избеганием. Стоит заметить, что еще Абу ибн Сина(Аиценна) рекомендовал для изгания змей применять - горчцу, которой намазывали все посещаемые змеями участки. Понятно, что даже не касаясь язычком подобного "горчичника" змея его почувствует и постарется убраться подальше.
ЗЕРКАЛЬЦЕ. Увидев свое отражение в зеркале или стекле змея способна принять его за другую змею, во всяком случае, реаги- рует, как на некий движущийся объект. Но речь идет о другом зеркальце. Оно вешается, как правило, на шею, грудь, пояс, а то и на ногу, во время похода по зарослям тропических лесов Индии или Африки. Вместо зеркальца, впрочем, может использо- ваться любая блестящая достаточно "граненая" вещь. Это не причуда ине какой-то талисман суеверного жителя. Необходимть применения - для предохраения от "плевка" плюю- щейся кобры(например, черношейной), которая делает свой "выстрел" точно на блеск глаз животного или человека, что, подчас может вызвать совершенно внезапную и непонятную для окружающих сверть.. если змея тут же скрывается в зарослях. При наличии же блестящей "побряушки" змея, как показывает практика, нередко ошибается и бьет по "ложной цели". Видимо, именно в таким применеием зеркальца было связано ошибочное мнение о василиске(фактически, плюющейся змее), что тот, при виде зеркала обессиливает и погибает, отчего и "опытные пут- ники" и берут с собой в дорогу зеркальце.
ЗЕРКАЛЬЦЕ ОТ ВАСИЛИСКА. Под "василиском" в древности пони- малась, видимо, плюющаяся североафриканская кобра. Выброс яда, "плевок" кобра делает на блеск глоаз, пооэтому местное наеление вешает на тело, ниже уровня глаза блестящие предме- ты, например, зеркальце. Этот способ, явно, в искаженном виде и лег в основу известного "развивающеого" мифа, что василиск "умирает", увидев собственный взгляд в зеркале.
ЗМЕЯ В СИМВОЛИКАХ. Работа заклинателей змей со змеями в оп- ределенном смысле символична. В Индии и восточных странах есть и дресировщики обезьян, попугаев и других жвиотных, но именно змеи - наиболее характерны, типичны. Змея - животное вященное, с ней связаны сотни легенд и мифов. На Западе, змея в применяемых символиках достаточно отчет- ливо(в зависимости от позы, вилда и пр.) обозначала несколько общефилософских понятий. Змея угрожающая обычно обозначлаа смерть или возможность смерти(смертельный удар и пр.). Змея спокойная, своей протяженностью, "длинностью" симвли- зировала - время. Замкнутая змея, "уроборос" - означала цикл времени, обычно - повторение чего-то, например, цикл перегон- ки у алхимиков. Две навстречу направленные зеи, 2амфисбена" выражали время "в перед" и "в назад", например, в прошлое и в будущее. Змея спиральная - цикл, но с одновременным изменени- ем, например, "повторение" годовых циклов с общим движением вдоль оси времени(графически это - спираль). Змея-спираль, сверху вниз вокруг тела человека, например, вокруг тела многочисленных статуй греко-египетского бога Се- раписа, обозначала, опять-таки, время, более того - год, ибо вдоль змеи на многих изображениях расположены 4, 6, 12 знаков зодиака. Отсюда, кстати и произошла воистину дурацкая "меди- цинская астрология", которая ставила "в соответсвтие" каждому знаку зодиака - свой орган тела, сверху вниз, начиная от зна- ка Овна, начала светового года(март-апрель). Поэтому "восходящая" спираль змеи стеляющаяся вдоль посоха бога-врача Асклепия(Эскулапа) означала, фктически, возрожде- ние жизни и жизненности, время, "текущее вверх" - к солнцу, свету, здоровью. В то же время, заметим, взвивающаяся спираль злобной змеи в алхимии выражали - смертоносность такого ве- щества как мышьяк и его летучих(вверх!) соединений.
ЗОЛОТАЯ ЗМЕЯ. На короткое время выступления или, тем бо- лее, продажи "драгоценного животного" старые ярмарочные фо- кусники и откровенные жулики - торговцы редкостями, могли резко изменить облик змеи. Для этого могла служить, например, "золотая" краска, "сусальное золото"(сернистое олово и пр.). Вызолоченная змея с прицеленной к ней жестяной, но так же вызолоченной короной, живая, или в виде чучела - могла де- монстрироваться в балагане или продаваться, под видом "коро- левы змей", пойманной где-либо "с риском" для жизни.
ЗУБЫ ВЫДЕРНУТЫЕ. Далеко не все уличные заклинатели рискуют показывать на широкой публике кобр с ядовитыми зубами. Любая оплошность здесь способна привести к беде для окружающих, к неприятностям для естной администрации, и, тем более для про- мысла самого заклинателя. Поэтому, особенно в крупных городах демонстрируемые, эф- фектно поднимающиеся из корзин кобры - без зубов. Опасность уменьшена, но, тем не менее, все же сохраняется, поскольку зубы иногда быстро восстанавливаются, сохраняются осколки прежних зубов, а смертоносный яд - как выделялся железами, так и выделяется. В 1999 году известен случай гибели сына заклинателя, ко- торый посчитал, что со змеей все в порядке, зубов у нее нет, но... зубы уже успели отрасти!
ЗУБЫ ЗМЕИНЫЕ В ПРОДАЖЕ. Современные технологии позволили возродить и расширить некоторые крайне своеобразные виды бизне- са. Это, например, торговля "змеиными зубами". Их отличают из желоватой и белой пластмасы точь в точь по форме змеиных зу- бов и даже, особой крской подмазыают "яд". О дельцах подобного рода в 1993 году сообщала газета "Хин- дустан Таймс"(дайджест Для Вас, 1993.39).
ИГЛЫ И ШИПЫ. В некоторых известных легендарных историях, в частности, английской легенде о сражении с "Ламбтомским чер- вем" рыцарь - покрывал доспехи иглами и лезвиями. Это придает некоторую правдоподобность странной истории, поскольку круп- ные удавы и впрямь могли водиться, ранее в довольно северных странах, еще около тысячи лет назад, когда, даже в "ледяных" ныне Исландии и Гренландии(последняя переводится как "зеленая страна") произрастали береовые рощи и зеленые луга, а в Кана- де встречался даже дикий виноград. Привычно сжимая кольца вокруг жертвы незадачливый удав сам себя повреждал и, тем самым, давал рыцарю возможность орудо- вать мечом. Впрочем, следует иметь в виде, что "сжимать в объятиях" мог, так же и крупный осминог(в античных мифах - "Лернейская гидра" Геракла, "Медуза-Горгона" Персея и пр.).
ИЗУМРУДЫ. В восточных странах долгое время бытовало мнение, что изумруд помогает от змей, что при взгляде на изумруд у змей "вытекают глаза". Известный восточный ученый-энциклопе- дист Ахмед аль-Бируни(973-1048) провел очень простой, нопока- зательный опыт - змей посадил в корзинку и опутал изумрудными ожерельями. Змеи остались целыми. Так рухнула еще одна леген- да мистики.
ИНДИЙСКИЙ КАНАТ. Некоторые фокусы уличных индийских фокус- ников или осбенности индийской магии, перешедшие ныне в арсе- нал иллюзионистов мирового класса, прямо или косвенно, связа- ны со змеей, или, по крайней мере, со змееподобной веревкой: 1) "Оживающие веревки", плящущие как змеи, или "веревки, превращающиеся в змей" - достаточно простые фокусы. Здесь ве- ревка приподниается как кобра и танцует. 2) "Прорастающее растение". Опять-таки "как кобра" у закли- нателя "прорастает" постепенно росток из семечка в чашке с землей под платком уличного факира. Здесь могут быть разные секреты, но все они связаны с подменой одного ростка другим, с втыканием в стебель фальшивых ветвей и т.п. Впрочем, иногда использовалось индийское "резиновое дере- во"(род фикуса), которое, при смачивании под тряпкой и впрямь "вырастало" в полноценное растение, за каких-то 20-30 минут сеанса и факиру надо было лишь подождать(подобными свойсвами обладают, кстати, и проростки помидора). 3) "Выход змеи Кунадлини". В раджа-йоге опять-таки змея, воображаемая змея половой энергии "Кундалини" путешествует по узловым точкам(семи чакрам, анатомически - основным точкам сгиба позвоночника) вдоль позвоночника вверх, чтобы затем, подобно кобре из корзины заклинателя, "выйти" из макушки ме- дитирующего йога. 4) "Индийский канат". Наконец, в одном из знаменитых и, когда-то таиноственном трюке "индийский канат", опианном Ме- терлинком, Блаватской, Горьким - фокусник подбрасывает букту каната или веревку и она остается торчать вертиклаьно, лишь слегка, опыть-таки, "как кобра" касая земли. Здесь роль игра- ла или особая внутренняя кострукция каната или обычнейшая скрытая вверху(например среди листвы) пеекладина, на которую, крюком зацеплялся конец каната. Так или иначе, все эти и еще некоторые номера по своему внешнему эффекту явно опирались на сходство со знаменитой уг- рожающей позой "кобры".


Next