ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 3. ДРАКОНОЛОГИЯ - КАК НОВАЯ НАУКА 1. ГДЕ НАМ ВИДЕЛСЯ ДРАКОН? Если бы легенд о драконах не было - их стоило бы выдумать. Это человек, а, точнее, все человечество и сделало. Вот, хотя бы десяток из того, что могло быть и было запечатлено в крайне смутном и обобщенном образе "драконов" и "змиев": 1) извивающиеся огненные потоки лавы; 2) несущийся с гор, после ливня неудержимый сель; 3) морские смерчи, разгуливающие по морю средь кораблей; 4) гигантские многосотметровые водовороты; 5) колоссальные песчаные вихри, самумы в пустыне; 6) кровавые росчерки крупных метеоров в темной ночи; 7) молнии из клубящихся туч и сами эти грозные тучи; 8) взрывающиеся бурным фонтаном непонятные гейзеры; 9) самовоспламеняющиеся газовые выбросы из-под земли; 10) ползущая вдали лента вражеской армии. И - многое, многое другое. В облике "драконов" сохранилась память о странных, возмож- но, и впрямь, неведомых животных, виденных когда-либо один лишь раз или не виденных вовсе: змеи, крокодилы, осьминоги, спруты, слоны(или - мамонты?) огромные рыбы, гигантские тю- лени или киты - многое, жившее когда-то, но вымершее или ис- стребленное человеком. Ископаемые останки, являющиеся из-под земли волей воды и ветра порождали легенды о чудовищах, "выползающих" на по- верхность и гибнущих от солнечного света, или падающих с не- бес и разбивающихся насмерть. И первое, и второе порождали сперва мифы, а позднее - фантастику, типа "Путешествие к центру Земли" Жюля Верна, "Плутония" В.А.Обручева, "Ужас вы- сот" А.Конан-Дойля и т.п. Аналогично рождались мифы о всемирном потопе и "до потоп- ных" чудовищах, которым не оказалось места на ковчеге, сору- женном предусмотрительным Ноем. Все это - соединенное воедино рождало то неповторимоё ска- зочное обличье, которое просто обязано было родиться на свет. С помощью "драконов" легко объяснялись бури, изверже- ния, пролеты комет и десятки других бедствий. В средневеко- вых студенческих курсах наряду с "демонологией" можно было бы ввести и такую отдельную дисциплину, как "драконология" - тысячи легенд о драконах обеспечили бы безбедное существова- ние ее бесшабашным преподавателям. Но жить одной конкретикой невозможно, да, подчас и не нуж- но. Механику сказки положено знать сказочнику, а не ребенку. Технику прыжка кропотливо изучает балерина а не очарованный зритель, для которого классическая музыка заглушает "конский топот" на сцене. Религиовед знает, что бога нет, но верующий об этом и слушать не хочет. Попытаемся использовать минимум объяснений, не теряя сказку. Хотя это и очень трудно. 2. ДРАКОНЫ КАК СИМВОЛЫ ЗЛА. Тема битвы с драконом - в пря- мом или в переносном смысле издавна держалась в литературе и изобразительном искусстве Европы. Сотни вариаций картин, скульптур, икон, барельефов, чеканок, словесных описаний - все это символически воспевает один и тот же сюжет и одну тему: победу воина над чудовищем, добра над злом, истины над ложью, человечного над бесчеловечным, веры над неверием, по- нятного над непонятным, красивого над уродливым. Многочисленные святые христианства, от Георгия-Победоносца с копием на коне(на Руси - Егория Храброго, символа Москвы и московских князей) до Святого Феодора - совершали, в общих чертах, один и тот же подвиг, спасая от ненасытных драконов и змиев жизнь целомудренных девиц, города и селения, а то и целые государства. В Европе, в годы средневековья образ дракона "западного" стал крайне отрицательным, сухим и неприглядным. Причина проста. В античном мире под "драконом", понимали вполне ре- альных, хотя и очень крупных змей - удавов-эндемиков, то есть последних, уцелевших еще в Средиземноморьи гигантских пресмыкающихся(миф о Ясоне, яблоке Гесперид, непокорном жре- це Лаокаоне, пифии в Дельфах и пр.). В средние века когда реальные крупные змеи в Европе больше уже не встречались, неприглядный Дракон, Змий превратился в "чистый" символ зла и уродства, как явный помощник дьявола или, даже, как непосредственно сам дьявол, т.е. символ ан- тихристианства, знак анти-Христа, Антихриста. Устрашающего дракона использовали в первую очередь, как "пугало", применяя даже в боевой практике. Еще у Гомера в "Илиаде"(песнь 11) мы читаем, что на щите Агамемнона был изображен синий трехглавый дракон. Викинги - рисовали драко- нов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах судов. В Древнем Риме - дракон был значком когорты. Использовался он и парфянами. Известный русский князь Олег успешно запуги- вал жителей осажденного Константинополя огромными летучими драконами, парящими над городом. В Англии - на штандартах саксонских королей были изображения драконов, дабы вселить ужас в войско неприятеля. Сражения между красным и белым драконами олицетворяли борьбу галлов(британцев) с захватчи- ками-саксами в V-VI вв. Что же касается Уэльса, то там крас- ный дракон по сей день являетя национальной эмблемой. Если взять восточнее, то там десятки предметов или сделаны в форме дракона или, хотя бы несут на себе его изображение. Гербом Казанского царства был именно коронованный дракон. В Китае, драконы присутствовали даже на специальных орденах, а уже ближе к нашим дням, дракон изображался на государствен- ном флаге. Огромные надуваемые ветром драконы запускались над войском, для устрашения неприятеля, а то и для его атаки - сотнями горящих стрелами из пасти. В Европе Дракон был свиреп и драконов любили убивать в ре- лигиозных мифах(Святые - Геогрий, Меркурий, Тифон, Федор, Теодор, Сизиний и пр.), а позже - в рыцарских книгах и детс- ких сказках. Здесь, на Западе положительным героем дракон никогда не был. Змий, "совративший" первых людей" планеты, Адама и Еву, автоматически не мог быть "хорошим", а то, что он, свисая с дерева, с красным яблоком во рту, весьма проз- рачно напоминал известный мужской орган с его характерной красной крайней плотью - и вовсе никуда не годилось. 3. БЫЛИНЫ О ЗМЕЕ-ГОРЫНЫЧЕ. Образ Змея, Змия, Дракона встречается практически в мифологии любого народа. На Руси это хорошо известный по сказкам многоглавый Змей Горыныч, про которого впору писать целый многотомный трактат, хотя мы ограничимся здесь лишь несколькими абзацами(пока). Отношение к змееподобным существам на языческой Руси отли- чалось большим своеобразием, а именно... почти любовью. Па- мять этому - огромное количество найденных дохристианских талисманов - зодиаков-"змеевиков", где во множестве присутс- твуют змеи, в виде магических фигур, в виде лучей своеобраз- ного солнца или в сюжетах по типу Святого Георгия и Змия. Вплоть до XIX века на Руси верили в охранительные и цели- тельные свойства змеиных шкурок, головок, хвостиков и т.п. "В предостережении лихорадок крестьяне носят на шее змеи- ную или ужовую шкурке или ожерелье из змеиных головок. Для защиты от чар и недугов привязывают к шейному кресту голову убитой змеи(подобное запрещалось - А.А.), а в привесках и ладоках... зашивают лоскуток змеиной кожи, кто носит такую привеску, того будут все любить и желать всякого добра, - сообщает "Русская простонародная медицина"(З-ин. СПб.: 1882). Согласно этнографам, в древние языческие времена в сла- вянской мифологии имелось божество, охраняющее воды, землю, природу, олицетворяющее плодородие. В древнем Новгороде бы- товала легенда о жившем в Волхове чудесном змие. Змий, до монголо-татарского нашествия, как и в мифах других народов, был существом, помогавшим человеку, не вызывавшим страха, но, во времена ига образ этот стал означать злого духа Вели- кой степи, несущего угрозу нападения и плена. Изображение змия часто встречается в русском декоративном искусстве. Его изображения находили во время раскопок новго- родские экспедиции Московского университета под руководством Арциховского, Янина. Змий и похожие на него существа встре- чаются, например, в каменных "прилепах" в архитектуре Влади- мира Суздальского княжества (Х11-Х111 века). На одной из наиболее распространенных эмблематических фи- гур Московского государства Святой Георгий поражает змия - символ язычества. Змей Горыныч дошел до наших дней как герой былин и детских сказок, и ныне вполне достойно занимает мес- то на оборотной стороне сотен и тысяч российских монет. 4. ДРАКОН И БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ. То, что под именем "дра- кон" скрывались самые разнообразные явления и объкты, приво- дило к необычайной путанице умов. Явление дракона представ- лялось как явление некоего огромного зла, торжества ужаса: "И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, а на головах его - семь диадем"(Откровение, XII, 3). Возможно, речь шла про разлет частей крупного метеора, возможно - про полярное сияние, или что-либо иное, но здесь наблюдателям виделись - драконы. Победа же над драконом, ес- тественно, воспринималась как победа добра над злом: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли и не нашлось для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и са- таною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и анге- лы его низвержены с ним"(Там же, 7-9). Зло непремено присутствует в мире, но оно должно быть по- беждено величественной силой христианства: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на ты- сячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и полжил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не ко- кончилтся тысча лет. После же сего ему должно быть освобож- денным на малое время"(Там же, XX, 1-3). Своеобразна иллюстрация XI века к этому эпизоду(Франция, Национальная библиотека, Париж): парящий ангел, держащий в одной руке ключ от замка, а в другой толстую цепь с грустно поникщим и завязанным узлом, как веревка, огромным драко- ном(узел означал повершенное "связанное" зло). Именно такой сюжет послужил началу многих десятков сказок, где главный герой, по наивности освобождает Дракона(Змия) и повергает себя, тем самым, в пучину небывалых приключений. В христианской традиции дракон, неизменно - символ зла, обличье дьявола. В старонемецкой книге о находившемся в "сговоре с дьяволом" докторе Фаусте(ХУI в.) можно найти рассказ о том, как семь главных адских духов посетили нечес- тивого ученого. При этом один "...в образе дракона - так, и вошел прямо на хвосте. Ног у него не было, хвост окрашен, как у ящерицы, брюхо толстое, спереди две короткие лапы, совсем желтые, а брюхо изжелта-белое, спина коричневая, как каштан, на ней острые иглы и щетина в палец длиною, как у ежа". Там же содержались описания и других разновидностей драко- нов - достаточно мерзкого вида и богопротивной сущности. В иконографии наличие дракона являлось одним из определяю- щих признаков того или иного святого. У Святого Георгия - дракон пронзался копием. У архангела Михаила дракон попирал- ся ногами и над ним заносился меч. У Святого Юлиана - был дракон, ведомый на цепи. И - так далее. Дракон неизменно помещался в изображениях лишь как низвер- гаемый, убиваемый, но не азартно несущийся по небу за "жем- чужиной", как в классических сюжетах Востоке. Поэтому, если, например, благородные львы применялись в геральдике Европы очень широко, то дракон, напротив, необычайно редко. Занятно, что среди многочисленных христианских святых по- пирающих дракона ногами и пронзающих его копием, где в оди- ночку, а где и попарно(Святой Георгий бьет дракона, а Святой Димитрий - "басурмана"), есть весьма своеобразный фрагмент коптского каменного барельефа(Египет, 300-400 г), на котором бог Гор(Хор), сидя на коне, пронзает копьем... крокодила! Рельеф этот выставлен в музее Лувра, в Париже. 5. ДРАКОНЫ, КИТЫ, ИЛИ - ЗМЕИ? Увиденное и услышанное - ве- щи совершенно разные. Так, в книгах Олауса Магнуса, Понто- пиддана, Конрада Геснера и ряда других писателей средневе- ковья, художники("сухопутные крысы"), вынужденные иллюст- рировать "вслепую", по одному лишь причудливому описанию, проявляли чудеса изобретательности и фантазерства. Киты, кашалоты, дельфины, акулы, скаты, тюлени, моржи, крупные рыбы - искажены там до невозможности и лишь по от- дельным характерным чертам можно догадаться, о чем или о ком идет речь в рисунке. Всевозможные "Морские драконы", или, "Морские Змеи", как их чаще именуют - яркий тому пример(но об этом у нас написана целая отдельная книга, "Змей Морской и китобой", отрывки из которой уже публиковались). Забавный образец несоответствия в сочетании фантазий сви- детеля, фантазий пересказчика, фантазий слуателя-писателя, фантазии художника и, вдобавок, вариаций перевода - можно видеть на примере выпусков веселой книги средневекового са- тирика Франсуа Рабле(1494-1553) "Гаргантюа и Пантагрюэль": 1) в одном из первых отечественных изданий(М.: 1960) име- ется глава "О том, как Пантагрюэль сразил чудовищного Морс- кого Змея"; 2) в другом издании(Пермь, 1989) в той же главе говорится про "Чудовищного кита"; 3) в третьем(М.: 1991) рассказывается про "чудовищного физетера", т.е., опять-таки, про кита, ибо "физетер" переводится как "кашалот"; 4) есть и другие варианты, но мы просто не хотим перегружать текст. "...В полдень, в виду острова Дикого Пантагрюэль издали заметил громадного, чудовищного физитера: он шел прямо на нас, сопя и храпя, весь раздувшийся, возвышающийся над мар- сами наших судов, выбрасывающий из пасти воду с таким шумом, как будто с горы низвергалась большая река... Физитер вклинился между судами и точно Нильский водопад в Эфиопии, окатил ближайшие к нему корабли и галлионы целыми бочками воды. Тут в него со всех сторон полетели копья, по- лупики, дротики, копьеца, секиры. Брат Жан не жалел своих сил. Панург умирал от страха(друзья великана Пантагрюэля - А.А.). Судовая артиллерия подняла адский грохот, - она зада- лась целью во что бы то ни было добить физитера. Выстрелы, однако ж, цели не достигали: издали казалось, будто огромных размеров железные и медные ядра, войдя в кожу физитера, пла- вятся там, как ювелирная матрица на солнце". Красочное описание продолжается и дальше, однако несколько изысканных гравюр Гюстава Доре(1832-1883) в тексте - начисто меняют любое представление об облике каких-либо китов и ка- шалотов, ибо там изображен, все-таки, именно гигантский Морской Змей, Дракон, извивающийся согласно нелепым правилам всех морских змеев, а именно, подобно кнуту - сверху вниз! Впрочем, на последнем рисунке отчетливо видно, что бедный Морской Змей как две капли воды похож на... простого речного угря - у него те же плавники и жаберные крышки! 6. СГОРАЮЩИЙ ДРАКОН. Переходя от нешуточных, хотя и леген- дарных сражений прошлого к шутливой современности, можно вспомнить, что в 1979 году некто Петер Дикинсон прочел цикл лекций на тему "Почему летали драконы?" Там, согласно его версии дракон сохранял высоту благодаря большому количеству водорода в собственном теле, поскольку водород, как известно, легче воздуха. Поскольку же крылья у дракона были небольшие, то нужны они были лишь для начально- го толчка и управления дальнейшим полетом. Появление водорода в теле дракона Дикинсон легко "объяс- нял" химической реакцией между соляной кислотой и кальцием, которые вырабатывались в желудке дракона и его костях. Коли- чество кальция восполнялось тоннами сожранного драконом из- вестняка, что, попутно объясняло, почему ископаемые остатки можно найти в известковых породах. Поскольку химическая ре- акция шла безостановочно, то у дракона постоянно сохранялся излишек водорода, который, по-видимому и сгорал у того в пасти, формируя знаметый "огонь изо рта и ноздрей". Под занавес теория Дикинсона "объясняла" причину, почему так и не было найдены останки сказочных существ - они поп- росту сгорали от все того же водорода!


Next