ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 4. ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ - ДРАКОН НАРОДНЫХ СКАЗОК. 1. ДРАКОНЫ И ПОГОНЫ. Рассказывать о "драконах", как запад- ных, так и восточных, и не помянуть героя многочисленных русских народных сказок, почти "родного" Змея-Горыныча - бы- ло, воистину, черной неблагодарностью. Змей-Горыныч, многог- лавый Змий заслужил не только простого упоминания. "В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них единственная дочь Марья Краса - Долгая Коса. Жили они хорошо, счастливо..." - начинается сказка "Марья-Краса - долгая Коса и Ванюшка" в небольшом сборнике "Добрый молодец"(Л.: Детгиз, 1958), и продолжает: "Вдруг пришла на них страшная беда. Налетел на царство-го- сударство страшный змей о девяти головах, о девяти хоботах, о девяти хвостах. Закричал змей такие слова: - Слушайте, царь с царицей и весь русский народ! Все я ва- ше царство огнем сожгу, пеплом развею. Все леса повыдеру, все реки-озера повыплесну, всех людей погублю! А хотите жи- выми быть, кормите меня по самую смерть. Чтобы каждый день к вечерней заре оставляли мне на Буян-горе девушку шестнадцати лет. Мне на съедение, вам на спасение!" Вряд ли то был и впрямь "дракон"-рептилия, ящер, динозавр, эндемик юрского периода, заговоривший человеческим голосом. Всадник в шлеме дракона; всадник, в змеиной чешуе кольчуги; всадник, летящий под гордо развевающимися надувными "дра- коньими" хвостами на длинных древках, вот кто он был - "Дра- кон"! И количество бутафорских драконьих голов были, попрос- ту, как знаки на боевом штандарте, как ромбы на петлицах, как звездочки на погонах. Количество голов указывало - чин, степень, звание, высоту положения. И сшибить, обрубить эти надменные штандарты - оз- начало, унизить противника, доказать ему свою силу. Это русские богатыри не раз и доказывали. Маленькие были еще в давние поры "царства-государства", по современным понятиям - "районнного масштаба", и тридевятые, и тридесятые. И выкуп, хоть и жестокий, а все же "неболь- шой" требовал непонятный страшный "Змей": ни серебра, ни злата, а одного лишь человека, со всего государства, молодую девушку - поиздеваться, да поизмываться. 2. ЛЕГЕНДА С ЛЕГЕНДОЙ МЕШАЮТСЯ. Где было разбираться бед- ному неграмотному люду, кто перед ними - пришелец с восточ- ных степей или, и впрямь, холоднокровное чудовище? Впрочем, по ряду деталей заметно, что сказки, все-таки, явно смешивали исторические легенды про людей, рядящимися под "змеев" - с историями биологическими, более ранними, с чудовищами-змеями - реальными огромными рептилиями. Один из таких признаков - попытка стать "несъедобным". Вспомним историю английского "Ламбтонского червя" где старая колдунья посоветовала рыцарю оснастить доспехи шипами и лез- виями, чтобы оказаться "несъедобным" для чудовища. В русской нардной сказке - тот же прием, та же хитрость! "Вдруг весть пришла, что завтра царевне Марье-Красе на съ- еденье к змею идти. Встал поутру Ванюшка, говорит бабушке: - Готовь мне, бабушка, льняную рубашку чистую, пойду я биться со змеем лютым - или живым не буду, или Марью-царевну и весь народ освобожу. Заплакала тут бабушка, приготовила ему льняную рубаху, по- бежала в огород, принесла жгучей крапивы, стала из жгучей крапивы вторую рубаху плесть. Плетет рубаху, сама от боли плачет. - Вот, - говорит, -Ванбщка, надень ты эту рубаху. Будет змей тебя кусать - языки обожжет! - Хорошо, - говорит Ванюшка". Не нужны были ни кольчуга, ни панцирь против страшного змея: крапивы жгучей - было вполне достаточно. 3. СКАЗКИ, МОДЕЛИ, ГИПОТЕЗЫ. Могли или не могли сохранить- ся гигантские змеи на просторах Древней Руси - гадать не стоит. Гадание занимательно, но старо, это - не наука. Строить мистико-фантастические гипотезы - подход более современный, но и они ни к чему. Мистические гипотезы увле- кательны своими оригинальными "сверхъестественными" выверта- ми, но, подчас, и - не более. Умело найти "золотую середину" между сказкой и научностью можно лишь с помощью модели. Модельный подход, в первом приближении, прост, это - список необходимых и достаточных признаков, компонент системы, которые надо подтвердить. Если рассматривать один лишь биологический вариант модели("Не змея ли?"), то он таков: крупной змее нужны - тепло, вода, пища, и - укромное место, чтобы скрыться от врагов и непого- ды, на длительное время, от трапезы до трапезы. Экологически, в южных краях, у теплых источников вполне могли сохраниться крупные змеи, рептилии-долгожители, в этом нет, биологически, ничего противоречивого. Более того, можно достаточно точно предположить, когда могла, наконец, насту- пил закат счастливой эры "биологических" Змеев-Горынычей. Это были годы с VIII по XII века. Именно в этот период на севере Европы и Америки наступило значительное потепление. Ирландцы, открывшие в VIII веке Ис- ландию, застали там цветущие луга и зеленеющие березовые ро- щи. На побережьи Канады в изобилии произрастал... дикий ви- ноград! Часть берега Северной Америки потому так и называ- лась: Маркланд- "Лесная страна", а другая - Винеланд, "Вин- ная страна". В таких условиях вполне допустимо, что даже в таких, ныне "прохладных" странах, как Англия и Германия, могли сохра- ниться крупные удавы-эндемики. Рисунки таких крупных змей отмечены даже в Лапландии. Пункты "сценария" сказки возникают, в итоге, такие: 1) Огромные священные змеи обитали у ручьев и по побережь- ям рек и морей. Время от времени они нуждались в пище. 2) Чтобы змея не нападала, ей приносили жертву. Змеи ста- новились священными. Им поклонялись. Отсюда многочисленные древнерусские амулеты - камни-змеевики, маленькие древне- русские "зодиаки", с ликом-солнцем посередине и змеями-луча- ми(они же месяцы года) по периферии. 3) Крупную добычу, теленка или человека змея(удав) перева- ривает - 1-2 месяца. Отсюда необходимость регулярных жертво- ваний "владельцу" источника, Змию. Позже память о таких че- ловеческих жертвах смешалась с памятью об откупах иноземным завоевателям. 4) Внезапное появление таких крупных змей, их агрессив- ность, вполне могла оказаться связана с сейсмикой Земли, с непокоем ее внутренних недр. Отсюда в некоторых сказках на- ряду со Змеями - соседствует буря. Кстати, и "похищать" ца- ревен, "выхватывая" их прямо из окошка высокого терема спо- собен "Змий" непогодный - смерч. Случаи такие известны. Если же избрать "человеческаую" версию - то можно, на суше предположить "драконом" - налетчика-степняка. А на море - хитреца заморского, "салтана"(султана), чье судно, украшен- ное чудовищами, грозно пышет "греческим огнем" из декоратив- но выполненного под "пасть дракона" раструба. Разумеется, правдоподобие - не правда, не истина. Но, она, подчас, приближает к истине. 4. БОЙ СО ЗМИЕМ. Схватки со Змиями большим волшебством не отличаются. Это - обычный бой, сражение, "рубка". Иваны-ца- ревичи пользуют меч-кладенец. Иваны из народа, попроще - ду- бину, чугунный посох("тросточку") или косу для сенокоса. "Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхну- лось. Выходит из моря Змей о девяти головах, о девяти хобо- тах, о девяти хвостах. Каждый хвост в свою сторону бьет, каждый хобот соим напевом поет, каждая голова зубами щелкает. Испугалась Марья-Крса, стала Иванушку будить: - Вставай,вставай, Иванушка! Змей идет, нас с тобой сорет! Спит Иванушка непробудным сном. Плачет над ним царевна, слезами обливается. - Проснись, проснись, Иванушка! Русский человек смерть ле- жа не встречает, перед нею на ногах стоит! Проснулся Иван, схватился за косу острую. Налетел на него девятиголовый Змей, закричал, зафыркал. - И хорош ты, и пригож ты, добрый молодец! Да не быть тебе живому. Съем я тебя, да и с косточками. - Врешь, проклятая гадина! Подавишься. Начали они биться смертным боем. Лес кругом на корню шата- ется, песок столбом поднимается, по синему морю волны идут. Змей огнем пышет, дымом душит. Иванушка косой косит. Коса у него в руках докрасна раскалилась. Семь голов Иванушка сру- бил, - две одолеть не может. Ухватил его было Змей поперек, да выплюнул. Крапивная рубашка язык обожгла. Подбежала тут Марья-царевна, стала Змея по глазам косой хлестать. Обернулся Змей в ее сторону, а тут Ванюшка подскочил, две последние головы Змею ссек. Языки вырезал, головы под камень спрятал, туловище в море столкнул..." Так благополучно завершались схватки богатырей со Змеями.


Next