ГОД ДРАКОНА | Back | Next | Begin |

.





ГЛАВА 22. ГОНКИ ЛОДОК-ДРАКОНОВ 1. ФУНКЦИИ ДРАКОНА. Драконы живучи. Электрнная газета "Владивосток" в "Интернете" от 08 июля 1998 года сообщала: "Неподалеку от китайского города Юяна на берегу Нанху прошли соревнования на Кубок мира по гребле на старинных восточных многовесельных лодках "дракон". В соревнованиях приняли участие ветераны гребли из 20 стран мира. Впервые на старт вышли российские гонщики... Приморцы в упорной борьбе сумели завоевать бронзовые меда- ли на дистанции 500 метров. На закрытии команде Приморья был вручен специальный кубок. Организаторы отметили, что никогда еще гребцы, впервые севшие в "драконы", не оказывали столь серьезной конкуренции ведущим "драконистам" мира". Случайно или нет - сохранились эти странные гонки драконов? Сила могучего дракона не должна пропадать напрасно. Поэто- му во многих мифах и сказках драконов активно используют для свершения добрых или не очень добрых дел. Дракон поддерживал Небесные Чертоги и охранял их от злых духов. В обязанности дракона входила и перевозка людских душ на Небо, охрана подземных и морских сокровищ. Скромно питаясь ласточками(!), дракон, тем не менее, мог передвигать горы, изменять течение рек, быть невидимым и перевоплощаться. Он слыл богатым, щедрым и неподкупным. Удивительно, но непокорный и властный дракон, свирепый и неукротимый, становился, согласно легенде, кротким и послуш- ным, находясь в услужении святых небожителей, которых безро- потно перевозил из своей могучей спине или в колеснице. Ува- жение к заклинателям змей зижделось, во многом именно на этих преданиях. Сказочиков прельщало то, что всемогущий и сильный дракон - покорялся слабым. При всем при том дракон оставался "драконом", то есть чем- то необычайно экзотическим даже для богатого своей экзотикой Востока. Его наделяли "девятью сходствами": рога оленя, вы- пуклые глаза креветки или... зайца, голова лошади или верб- люда), шея змеи, крупные когти орла или собаки, лапы тигра, толстый живот лягушки или шелковичного червя(гусеницы шел- копряда), чешуя рыбы, уши вола или коровы. Дракон обладал громким голосом, слышным при грозе в раска- тах грома, его дыхание' выходило из пасти в виде дождевых туч или огня. Он метал молнии и устраивал потопы, мог умень- шаться до размеров шелковичного червя или заполнять своим телом расстояние от Неба до Земли. Он был храбр и неудержим, вдохновлял людей на ратные подвиги. Считалось, что дракон так же, как и змея, рождается из яй- ца, зимой впадает в спячку, а весной меняет кожу. Нечто по- добное происходит с азиатскими крокодилами, что отмечал, например, американский этнограф Вильямс. Утверждалось, что у дракона есть борода, усы, длинный, как у тигра, хвост и весьма зубастая пасть. Тело дракона от го- ловы до хвоста было покрыто шипами и гребнями, а на голове возвышается мифическая пятиглавая гора Бощань. Довольно нередко дракон изображался играющим с пламенеющей жемчужиной "хочжу" - средоточием его сверхъестественной силы и возможностей, часто ассоциировавшейся с громом, солнцем, луной и "знаком Высшего , Предела" - "тайцзиту". Уходя на зимнюю спячку дракон, прятал жемчужиу в своей бо- роде, чтобы никто не мог ее выкрасть Полагали также, что он слышал не ушами, а рогами, и был глуховат, поэтому слово "дракон" - "лун", в китайском языке сходно по произношению и смыслу со словом "глухой" - "лун". 2. ГОД ДРАКОНА ДЛЯ ДРАКОНА. "Распорядок" года у Дракона был достаточно своеобразным, его последовательность и чет- кость легко могут сбить с толку дилетанта, не понимающего, как можно столь логично рассуждать о предмете, процессе или животном, кторого никогда в жизни не видел(заметим, что по- добной невидимой логикой изощренно пользуются современные жуликоватые астрологи). Все и впрямь очень логично, поскольку, напомним, речь идет не просто об "абстрактном" драконе, драконе "вообще", а, прямо или косвенно шла - о делении неба. 1) Первым был - огромный Синий Дракон, небесный дракон, дракон который, согласно древнекитайской астрономии, занима- ет ровно четверть неба, Восточный Дворец. В сезонном плане это - Дворец Весны. 2) Напротив Синего Дракона лежит другая четверть неба - сектор Белого Тигра, Западный Дворец, Дворец Осени. 3) Кроме того существовал сектор Черной Черепахи, Северный Дворец, холодный Дворец Зимы. 4) И оставшийся сектор занимал Красный Феникс, Южный Дво- рец, жаркий Дворец Лета. ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ---------------Черная Черепаха--------------¬ Белый Тигр Синий Дракон L---------------Красный Феникс--------------- ЛЕТО С большей или меньшей степенью точности, Синий Дракон за- нимал половину созвездия Девы, Весы, Скорпион и половину Стрельца. Далее, в пропорциональном делении, по кругу зодиа- ка шли Черная Черепаха, Белый Тигр и Красный Феникс. По се- зонам это означало следующее: 1) Осень. Считалось, что осенью дракон уходил. Люди, кото- рых он накормил сытной осенью урожаем, взращенным на данной им, драконом, воде, смирялись и жили в ожидании возвращения дракона. Дракон же, в день осеннего равноденствия, нырял в пучину, зарывался, словно сом, в ил и погружался в долгую зимнюю спячку. Трудно сказать, так ли вели себя "биопредста- вители" драконьего племени, но астрономический Синий Дракон в это время и впрямь уходит за горизонт. 2) Зима. Это - не было время дракона. Если и налетали вих- ри и бури, кометы или метеоры, которые так же относили на счет драконов, то дракон на дне в этом не был повинен. Он -спал. Астрономический Синий Дракон в это время действитель- но не вилим. Он "ползет" под лнией горизонта к востоку. Его пора еще не настала. 3) Весна. Просыпаясь весной от зимней спячки, дракон своим появлением знаменовал пробуждение сил Земли, которая, опло- дотворенная посланными им дождями, должна была дать новую жизнь природе, а полям - обильный новый урожай. Люди, восп- ряв духом молили о ниспосланной благодатной воде. Над гори- зонтом подимались "усы" и "голова" Синего Дракона. 4) Лето. И Дракон платил добром. Проснувшись, он царство- вал, наделял щедрыми ливнями, веселился и благоденствовал. В небе Востока Синий Дракон мерно полз от востока к западу. ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ --------------> Дракон взошел ------------->¬ ¦ ¦ ---Дракон восходит-------------------------Дракон заходит--- ¦ (горизонт) ¦ L<------------- Дракон невидим <------------- ЗИМА Но, как привлечь дракона к себе, как доказать ему, что лю- ди ждут его и любят, и желают, чтобы он - показался? Необходимо было какое-то крупное шумное действо. И люди его придумали. Им стало - состязание лодок-драконов! 3. ЛОДКИ-ДРАКОНЫ. Как правило состязания лодок-драконов проходили на 5-й день 5-го месяца или, иногда, чуть позже. Изготовление драконообразных лодок - тысячелетняя традиция народов Южного Китая и Юго-Восточной Азии. До сих пор драко- нообразные лодки появляются на народных гуляньях в Китае, в Вьетнаме, Кампучии. Таиланде. Лодка, по форме напоминающая змеиное тело с головой кроко- дила изображена уже на вьетнамском бронзовом барабане древ- ней донгшонской культуры. В Китае первые упоминания о лодках -драконах относятся ко II веку до нашей эры. Как же возникли эти странные состязания? По мнению многих ведущих этнографов(де Гроот, Бишоп и др.) соревнования "лодок-драконов" происходили от обрядов вызыва- ния дождя в древности, являясь имитацией борьбы драконов на небе, за право вызвать дождь. Создавая изображения драконов, ублажая их, молясь им, че- ловек вымаливал у небесного дракона - дождь. Но он отчетливо видел и то, что подчас, несмотря на отчаянные мольбы, столь желанный дождь шел в другом месте. По старинным представле- ниям это могло означать только одно: там - лучше магия, изображение дракона у соседей - лучше и привлекательнее, их молитвы почему-то оказались громче и правильнее, их жертвы дракону почему-то оказались более заметными. Доказать перед небесным драконом свое превосходство и свое усердие в мольбе можно было в открытой борьбе за победу "своего" земного дракона. К тому же мотив "схватки драко- нов" издавна жил в народе. Так, по всей видимости, постепен- но и возникли увлекательные состязания лодок-драконов. 4. ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА. Обычаи в разных местностях несколько различались. В провинции Ханань гребцов для лодоч- ных экипажей набирали среди профессиональных рыбаков, "водя- ных воронов". Численность их колебалась от 40 до 80 человек, в зависимости от размеров лодки. Набором команды руководил "тоу", специальный "голова", который во время гонок стоял на носу лодки. "Голова" должен был занимать достаточно высокое место в обществе и славиться храбростью. За несколько дней до состязаний он посылал членам команды чашку лапши, картинку с изображением "лодки-дракона" и кусок материи красного цвета. Помимо гребцов и главы экипажа, стоявшего на носу лодки с длинным шестом в руах, на ее борту находились кормщик, два музыканта с барабанами и гонгом, два-три певца и знаменосец, который сидел на носу лодки и подавал сигналы белым флагом. В Сучжоу, дополнительно в команду отбирали красивого мальчи- ка, нарядно его одевали и называли "принцем драконьей голо- вы". Члены команды предварительно обучались грести, бить в гонги, петь песни. Любопытно, что лодки сооружали, нередко, во дворе храма, причем обчай запрещал женщинам смотреть на них, поскольку, как считалось, иначе лодка перевернется. Примечательно, что во время регаты "лодок-драконов" беременные женщины, обраща- ясь к морде лодки молились об удачных родах. Перед спуском лодки на водку ее успех поручали молитвам даосского священника или, даже, какого-либо местного кодуна, который снимал возможные чужие заклятья и гадал по масляному факелу: яркое высокое пламя, как считалось, предвещало побе- ду, а низкое и коптящее - явное поражение. Под грохот барабанов, в черном ночном мраке, разрываемом лишь мятущимся пламенем факеломв полуобнаженный колдун про- износил грозно, как клятву, магическое заклинание: "Небесный огонь сжигает солнце, огонь земли опаляет пять сторон света. Молния, что правит извечными законами, испепе- ляет все несчастья. Лодка-дракон плывет по Слабой воде(некий "космический" океан омывающий землю - А.А.) в Пять озер и Четыре моря!" Затем лоджку торжественно обметали особыми травами с целью снять возможную "порчу", насланныю, естественно, возможными конкурентами и неприятелями. 5. СИГНАЛ К ДЕЙСТВИЮ ПОДАН. Соревнования проходили со всей серьезностью, тем более что в них, фактически проявлялось соревнование разных соперничающих кланов. одки, отличаясь беспримерной быстротой хода были крайне неустойчивы на воде. В большинстве же своем члены команд попросту не умели пла- вать. Поэтому бывали случаи, когда дракону приносились воо- чию людские жертвы, исчисляемые сразу несколькими десятками. Связано это было, вдобавок, с тем, что никто не спешил спа- сать тонущего. Считалось, навлекал на себя гнев водяных де- монов у которых он отнял столь желанную добычу, по сути сво- ей - жертву, приносимую ради воды, будущего дождя. Впрочем, соревнования "лодок-драконов" не сводились к од- ним лишь соревнованиям гребцов. Это было в полном смысле слова соперничество, противоборство, доходящее, даже до отк- рытых потасовок, боевых поединков отдельных лодочных экипа- жей, уже не столько стремящихся первыми прийти к финишу, сколько пытающихся намеренно помешать сопернику. Более того, они не упускали благоприятного момента для того, чтобы впря- мую напасть на лодку конкурентов и - потопить ее! "В Хунани участники состязаний складывали в своих лодках камни "величиной с гусиное яйцо" и бросили их в соперников, - отмечается к книге "Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии"(М.: Наука, 1989). - Нередко они пытались длинными бамбуковыми шестами столкнуть соперника в воду. Гонки могли перерастать в настоящее сражение. Например, в Гуйлине(провинция Гуанси), по собщению источника XV века, команды лодок были облачены в военные доспехи и вооружены боевыми топорами, которые они без колебаний пускали в ход. Головы убитых соперников выставляли на носу лодки". 6. ДУХ ЦЮЙ ЮАНЯ. Приводятся и другие версии происхождения праздника "лодокдраконов", порою довольно причудливые. По эдоной из версий праздник дракона связан также с именем ве- ликого китайского поэта Цюй Юаня(III в. до н. э.). Дух Цюй Юаня, не получая жертв, страдал от голодных мук. Накормить его считалось непременной обязанностью живых, поэ- тому в реку бросали рис. Но огромный дракон, гласит легенда, отнимал у духа Цюй Юаня рис, поэтому надо было накормить не только дух поэта, но и дракона, чтобы он от голода не прог- лотил Цюй Юаня. В день смерти поэта устраивались гонки на лодках. Жертвоприношения в его честь и соревнования на лод- ках, устраиваемые на реках в этот день, с незапамятных вре- мен служили средством почитания духов утопленников. Нос лодки изображал открытую пасть дракона с большими клы- ками, корма - его хвост, а остов лодки, выкрашенный под че- шую,- туловище. Гребцы, молодые, физически закаленные, креп- ко держали в руках длинные тяжелые весла с широкими лопастями. На носу лодки стоял человек, смотревший внима- тельно вперед, разыскивающий глазами труп Цюй Юаня и готовый бросить в воду при встрече с ним жертвенный рис. Музыканты, расположившиеся на корме лодки, били в гонги и барабаны, во- одушевляя гребцов, оглушительным шумом отгоняли дракона, ко- торого боялся Цюй Юань. После поданного сигнала десятки весел врезались лопастями в мутную воду и "драконовая лодка" быстро неслась по водной глади. Серебристые струйки воды отскакивали от ее носа, во- дяная пена, переливающаяся различными ми, окружала лопасти весел. Напряженные лица рулевого и гребцов говорили о важ- ности и торжественности происходящего. Каждая лодка, соревнуясь, стремилась первой прийти к месту предполагаемой гибели Цюй Юаня, чтобы поднести ему жертвы. Еще по одной версии, которую приводит американский этног- раф Вильямс, праздник вошел в обыкновение народа благодаря и в честь памяти одного из государственных мужей по имени Чу Юан, урожденный Инг. Этот человек утопился в реке Ми-ло в 295 году до н.э. после того, как был несправедливо обвинен одним из маловажных принцев государства в знак протеста про- тив действий преступного правительства. Люди, любившие нес- частного дворянина за верность и добродетели, отправились на лодках на поиски тела, но так ничего и не нашли. Ими был приготолвен особый рисовый хлеб "цунг", сделанный из вареного риса и завернутый в листья. Затем народ отпра- вился на лодках с флагами и гонгами по реке к месту траге- дии. Каждый хотел быть первым и принести жертвоприношения порядочному дворячнину. Этот способ поминок был принят на- родом и стал ежегодным праздником.


Next