ЧАСТЬ 1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ АНОМАЛИКА.
| Back | Next | Begin |

.
.
1.7. АНОМАЛИКА. НА КАКОЙ ЖЕ МЫ - СТАДИИ? 1. Всегде не поздно остановиться, посмотреть по сторонам, и осознать, что мы делаем, на каком мы этапе, на какой ста- дии, на каком рубеже. Это важно делать постоянно, чтобы не придти к печальному результату. Например, такому: "Внезапно червяки свились каждый в кольцо. В тот же момент окраска их из желто-серой, сразу потемнев, стала фиолето- во-синей, а на конце ярко-голубой. Без крика, совершенно не- ожиданно радист рухнул ничком на песок и остался недвижим. Я услышал восклицание шофера, который в это время подбежал к радисту... Секунда - и Гриша так же странно изогулся и упал на бок..." Откуда это? Разумеется, из рассказа И.А.Ефремова "Ол- гой-Хорхой", про страшного ядовитого червя восточных песков. К счастью, вполне фантастического. Но - люди погибли. Пусть даже и выдуманные, воображаемые. Они "переступили черту", границу, предел. 2. Все науки, в своем развитии, раз за разом, переступают такие черты. Причем, черты одинаковые, этапы, свойственные развитию любых систем вообще. Это, в частности: 1 шаг. Эмпирический этап. Этап сбора материалов; 2 шаг. Систематический этап. Этап разбиения по группам; 3 шаг. Логический этап(аналитический). Этап осмысления, что стоит за каждым из явлений(Индукция - от частного к об- щему); 4 шаг. Этап создания теории(синтетический). Прогностичес- кий этап - предсказаний на основе созданной теории(Дедукция, от общего к частному); 5 шаг. Прикладной этап - применение пргнозов в практике. В голове нашей смена дедукции-индукции, анализа-синтеза происходит со страшной быстротой, процессы эти, подчас па- раллельны, но "о голове", со всеми ее "интуициями", "эврис- тиками" и "логическими цепями" лучше поговорить в отдельной книге, а пока, еще раз всмотримся в названнные этапы. Как будто ничего особенного. Сухое перечисление и без то- го, любому понятных стадий: посмотрел, подумал, придумал, сделал. Однако, во многих науках, как ни странно, многие ум- ные люди не умеют пользоваться такой схемкой. Примеров нема- ло - это бесчисленные разговоры о "необходимости теории" в какой-либо отрасли. О "необходимости" говорят все, а "тео- рию"... не пытается создать никто! Так и в "аномалике", науке об изучении аномальных явле- ний(не норм, явлений не нормальных, обычных стандартных). Слово "аномалика" мы вынужденно придумали, потому что наука без названия - это не наука, а наука с непонятным названи- ем(типа "эниология", например) попросту отпугивает всех, кто искренне увлекался ею до этого. 3. Итак, названую 5-шаговую схемку можно и нужно созна- тельно использовать. А это значит, что нужно не только соби- рать "кучами" всевозможные чудеса(1-й этап схемки), но и ак- тивно, активно, активно - классифицировать их(2-й этап)! Но... и это уже делалось многими. Значит, нужно не ждать у моря погоды, не ждать падения вдохновения в распахнутую го- лову, не ждать приказа мечтательных начальников, а активно, активно, активно - искать логику происходящего(3-й этап)! Но, если бесконечно искать, искать, искать логику, можно составить целые тома и... остаться сугубым теоретиком. Зна- чит, едва приоткрыв хотя бы 2-3 логических хода из области теории аномалий, нужно изо всех сил пытаться, пытаться, пы- таться - протиснуться дальше - к прогнозу(4-й этап), и, за- тем, несомненно, к применению(5-й этап). И тайны откроются. Но - не все сразу...


Next