ГЛАВА 23. ЛЮДИ-ЗМЕИ ИЛИ - УСТОЙЧИВОСТЬ К ЯДАМ
1. Человек-Змея. "Человек-змея" - так, как правило, назы-
вается некий цирковой номер, связанный с такими жанрами: как
гимнастика эквилибристика, пластическая акробатика. Всевоз-
можные "Бронзовые люди", "Античные скульптуры", "Золотоые фи-
гуры" и т.п., где артисты покрыают тело специальным красящим
составом - под мел, бронзу или золото - происходят отсюда же.
Гимнастам-"змеям" здесь несколько безопаснее для здоровья
и проще для работы - им достаточно иметь привлекательное по-
лупрозрачное чешуйчатое или сетчатое трико, под вид "змеиной
кои" загадочно перевающейся в свете мощных цирковых прожекто-
ров. Извиваясь и принимая самые немыслимые положения, артисты
демонстрируют удивительную гибкость человеческого тела.
Артистов из числа "людей-змей" немало по всему миру. Но
крайне нетипичного "человека-змею", прямо из "страны змей",
то есть из Индии, не артиста, а 55-летнего йога-профессиона-
ла, Амбу, описала, пожалуй, только Л.В.Крашенинникова в своей
книге "Годы и дни Мадраса" (М.: Наука., 1971):
"Я вижу: как под диафрагмой Амбу вспухает бугор, живот
становится плоским, как доска, и прилипает к спине. Но это
было только начлао. Все, что последовало за этим, не поддает-
ся никакому описанию. Я в свое время видела выступления акро-
батов, гимнастов различных стилдей. Я не видела только Амбу.
Теперь я смотрела на него и сомневалась, человек ли передо
мной. Он извивался, как змея, и мне казалось, что кости его
конечностей мягкие. Амбу завязывался в узел и так же легко
развязыывался. Его внутренности смещались и занимали необыч-
ное для них положение.
Он сгибался и медленно пролеал под самим собой. Его руки и
ноги кнулись в самых необычных направлениях, и порой мне ка-
залось, что Амбу разирает себя на части.
Это было захватывающее зрелище. Я поняла, что связать та-
кого человека, как Амбу - невозможно. Он освободится от пут в
две минуты. Мышцы на его руах сжимались и руки становились
по-детски тонкими. В какой-то омент он весь стал плоским, как
будто по его телу провезли джородный каток. Он сворачивался
колесом и это колесо только усилиями мышц живота катилось ко
комнате.
Когда весь этот каскад неправдоподоных упражнений кончил-
ся, Амбу поднялся с циновки и глубоко вздохнул. Его гибкое
тело с гладокй эластичной кожей было совершено сухим. Я не
замтеила ни капли пота".
Повторимся, однако, что речь идет о йоге-профессионале.
Применять упражнения йогов без хорошего их знания, понимания
и тренировки, подчас просто опасно. К прискорбию, я знаю об
этом не понаслышке: фактически, во время исполнения дыхатель-
ных упражнений по системе йогов - умер мой отец. В его воз-
расте вряд ли следовало продолжать делать такие упражнения.
2. Змеи нипочем. Однако, речь в этой главе пойдет все же
не про "людей-змей" с удивительными гимнастическими способ-
ностями, полученными многолетней тренировкой суставов и всего
тела, а про "Людей-змей" совершенно иного рода. Вот что пи-
шет, например автор уже давней публикации "Смертоносные зу-
бы", переведенной по материалам французской печати(цит. по
Сб."Никто не любит крокодилов. Рассказы о природе". М.: Из-
вестия, 1967):
"В каждой индийской деревне есть "человек-змея". Эти люди,
как правило, невосприимчивы к действию змеиного яда. Легенды
утверждают, что иммунитет передается по наследству от отца к
сыну. Этим объяснятся их прнадлежность к особой касте.
В других легендах говорится, что "люди-змеи" знают расте-
ния, нейтрализующие действие яда. это, пожалуй, ближе к дейс-
твительности. Есть, например, растения, которые снимают силь-
ную боль. Что же касается иммунитета, то его, разумеется,
нельзя считать наследственной привилегией.
Члены касты, видимо, случайно открыли, что тот, кто перенес
укус молдой змеи или слабый укус взрослых кобр, приобретает
иммунитет. В этом, собственно, секрет смелости "челове-
ка-змеи", который голыми руками ловит этих опаснейших хищни-
ков..."
В условиях Индии, где змея "священное" животное и где их
убивают достаточно редко, подобный специалист, "человек-змея"
явно необходим. Американец Гарри Миллер наблюдал, как-то,
действия "человека-змеи", прибывшему, как обычный врач или
водопроводчик, просто - "по вызову".
Копая яму на его ферме, рабочие наткнулись на кобру, охра-
нявшую отложенные яйца. Тут же из соседней деревни был вызван
"человек-змея", по имени Раджу, который спокойно поймал змею,
а затем - выпустил ее в рисовое поле.
Кладка оказалась крупной - из 40 яиц. Двадцать из них по-
местили в горшок с землей, под стекло. Спустя пол-месяца вы-
лупились кобрята.
"Пришел Раджу, и, к величайшему удивлению Миллера, начал
играть с кобрятами, которые иногда покусывали его своими ядо-
витыми зубами. И тем не менее Раджу не обращал на это осбого
внимания, хотя аже новорожденные кобры имеют в своих железах
достаточно яда, чтобы быть опасными для человека, а в некото-
рых случаях даже умертвит его одним укусом. Он просто прикла-
дывал к ранкам какие-то листья и на другой день совсем не
производил впечатления больного человека".
Итак, отнюдь не антизмеиная сыворотка, а листья растений -
позволяют нейтрализовать действие яда. Это довольно любопыт-
ное наблюдение. Примечательно, что одним из таких растений
оказался... простой лимон!
"...группа африканских ученых заявила: их эксперименты да-
ют основание считать, что сок лимона в значительной степени
нейтрализует змеиный яд, если ввести его в ранку укуса. Об
этом сообщил еженедельник "Орбита", Болгария"(цит. по г.Труд,
3.08.1990). Итак, путешествуя по тропическим лесам - держите
лимоны наготове, хотя, разумеется, лучше не быть укушенным.
3. Неуязвим ля ядов. Смерть от яда, яда растительного в
пище или яда змеи - непонятная гибель от убийцы-невидимки,
страшила не раз многих великих мира сего. И, некоторые, чтобы
избегнуть - пусть не удара кинжалом, или шпагой но, хотя бы,
подмешанного яда, пытались заранее приучить себя к яду, пыта-
лись - привыкнуть к нему.
Привыкание к ядам в токсикологии ныне нередко именуется
термином "митридатизм". Связан он с легендой, переданной ис-
ториком Плутархом, в его труде "Лукулл"(М.: Наука, 1961).
Речь здесь идет о царе персидского рода, Митридате II
(126-63 гг. до н.э.), объявившем себя царем на берегах Понта
Эвксинского (Черного моря). Фактически, именно Миридат был
последним противником Рима.
История повествует о садах Митридата, из растений которых
он делал яды и противоядия к ним. Для того, чтобы сделать се-
бя неуязвимым к ядам, Митридат постоянно употреблял их не-
большими дозами. Четверть века Митридат успешно опротивлялся
напалдкам Рима, иногда даже одерживая верх, но в 66 году, ра-
зитый Помпеем, вынужден был спасаться бегством.
Опасаясь быть захваченным, он, по преданию, велел подать
ему чашу яда, но "привычка" сделала свое - яд не подействовал
и Митридат вынужен был приказать верному рабу убить его.
Лавры Митридата, видимо не давали покоя многим. В середине
II тысячелтия, после колоссального подкупа в 50.000 дукатов,
на папском престоле в Италии появился испанец Родриго Борхи,
прозванный "Борджиа" принявший имя папы Александра VI. Семья
Борджиа щедро использовала яды, в разных направленияхи видах,
а один из самых знамеитых отравителей, сын Родриго, Чезаре
Борджиа(1475-1507), попытался так же "привыкнуть" к яду, как
и Митридат. В итоге, однако, с него облезла вся кожа, но жив
он остался и стал лишь еще более страшным и мстительным.
4. Ядостойкие организмы. В силу разнообразия генетики и
биохимии человеческого организма, встречаются люди, более или
менее стойкие к различным веществам. Так, при приеме ЛСД
(психотропное вещество - диэтиламид лизергиновой кислоты) не-
которым наркоманам, для получения галлюцинаций, недостаточно
и 2-3 граммов, а некоторые люди погибали, буквально от не-
кольких миллиграмов.
Широко известна история с советником царя Николая II-го,
"святым старцем" Григорием Распутиным(Г.Е.Новых, 1872-1916),
котрого пытались отравить цианистым калием, но, в итоге -
застрелили и утопили, еще полуживого. Про Адольфа Гитле-
ра(Алоис Шикльгрубер) так же ходил слух, что он принял яд,
который плохо подействовал, и его пришлось "дострелить".
Относительно яда змей так же встречаются люди, более и ме-
нее стойкие. Некоторые заклинатели в публичных выступлениях
дают кусать себя змеям самым натуральным образом. Так, в 1991
году сообщалось про некоего Н.Партасратхи(г.Коимбатор, Ин-
дия). Он способен спокойно и безболезненно переносить укусы
ядовитых змей и уколы игл скорпионов. Судя по всему у него
был природный иммунитет к отдельным ядам.
Впрочем, "ядоустойчивых" особей можно встретить не только
на Востоке. Таким же "бесчувственным" оказался Антони Ван
Старкен(г.Лейден, Голландия). В первый раз он был укушен зме-
ей в тропиках, на острове Ява, тяжело болел, но, после выздо-
ровления приобрет стойкий иммунитет к змеиному яду и перено-
сит даже укусы кобры.
"Ядостойким" оказался и другой европеец, так же, почему-то,
голландец, Кристиан Ван Роозен(г.Кастри, о.Сент-Люсия, архи-
пелаг Карертские острова). Яд растения чилибухи, используемый
туземцами Южной Америки для отравления своих стрел, попал
случайно ему в ранку, но - не нанес ни малейшего вреда!
"В Катманду на холме Пашупатинатх я провел четыре дня с
заклинателями змей, - пишет художник Аллан Ранну(цит.по
ж."Домовой", 73.1999). - Их было человек шесть, они ночевали
прямо на улице, а днем играли своим кобрам на дудочках и со-
бирали с прохожих мелкую денежку. Меня они приняли в свою
компанию легко и без возражений.
Я обратил внимание на то что у этих людей все руки искусаны
змеями, но они объяснили мне что благодаря Шиве(под "Шивой"
иногда понимают Солнце или жар огня, т.е., возможно, простое
прижигание - А.А.) умеют превращать яд в нектар. Как обстоит
дело в реальности, не знаю, но я и в самом деле видел, как
они безнаказанно общаются с "дикими" змеями..."
Итак, устойчивость к яду достигается, порой, отнюдь не
только чисто природной "бечувственностью". К яду, и впрямь,
надо "привыкнуть".
5. Наедине со змеями. Некоторые "люди-змеи" усиленно го-
нятся за рекламой и, как правило, вволю получают ее где-либо
накануне "Года Змеи", по восточному календарю. Змея - одно из
12-ти животных в восточном зодиаке, и, как понятно, любителям
змей приходится ждать не 12 лет до кульминационного момента.
Но, как правило, они "активизируется" уже задолго до Года
Змеи(Года Змеи - например, года: 1977, 1989, 2001, 2012 и
пр., прибавляя 12 лет). Вот, лишь некоторые публикации на
эту, причем, всего лишь по одному источнику(г."Советская Рос-
сия", 18.03.1987; 01.01.1989; 05.02.1989; 09.02.1989;
08.12.1989; 28.09.1990 и пр.):
1987 год. Год Зайца.
Дели, Индия. Специалист по змеям, Т.Велаюдхан провел пока-
зательный показ "себя" в обществе 150 змей - гадюк, кобр и
прочих ядовитых ползучих тварей. "При общении с ними, - ут-
верждал Велаюдхан, - необходимы выдержка, хладнокровие, и...
ласка". Наибольший его рекорд - месяц со змеями.
1988 год. Год Дракона.
Галфбриз, штат Флорида, США. Зоолог Юрген Хергент в предд-
верии предстоящего Год Змеи в компании с кобрами, гремучими
змеями и гадюками провел более трех месяцев(100 дней). До
этого три месяца герпетолог "отсидел" со змеями у себя на ро-
дине, в Германии.
1989 год. Год Змеи.
Куала-Лумпур, Малайзия. "Король змей", заклинатель Даста-
гир Хуссейн на 2 недели самоизолировался в стеклянной комна-
те-террариуме, с целой сотней церных кобр из Таиланда. Их он
сам же и кормил куриными яйцами, которые те поглощали бук-
вально сотнями.
Из комнаты этой он выходил лишь для реализации "естествен-
ных потребностей", а также принять душ и немного подкрепиться
фруктами. Спать он намеревался со змеями, но от кровати приш-
лось отказаться, поскольку туда, на тепло, как домашние кош-
ки, тут же поналезли кобры, где любое движение могло привести
к придавливанию змеи, и - к укусу. Дастагиру пришлось спать
за столом, уложив глову на скрещенные на столе руки.
1989 год. Год Змеи.
Индонезия. Видимо, прослышав об успехах "конкурента", дру-
гой заклинатель, Томми Палиман Сухарто просидел в аналогичной
компании уже не пол-месяца, как Дастагир, а - полтора месяца!
Любопытно, что за это время он был укушен... 40 раз! Любой
обычный человек непременно погиббы после первого же укуса,
однако Палиман те же 40 раз быстро излечился каким-то, из-
вестным только ему способом.
1989 год. Год Змеи.
Южно-Африканская Республика. Не все однако кончается так
гладко. Самоуверенность может подвести. Рекорд продолжитель-
ности "совместной жизни" со змеями пытался побить и Остин
Стивено, но... был укушен королевской коброй, и был спасен
лишь благодаря срочному врачебному вмешательству.
1990 год. Год Лошади.
Сидней, Австралия. Дэвид Уильямс, герпетолог, чтобы дока-
зать, что змеи не опасны, если их не дразнить, решил пол-ме-
сяца прбыть в одном побежщении с пятью крупными кобрами в
тесной клетке размером 1,5 х 1,8 метра.
1991 год. Год Овцы(Козы).
Пинанг, Малайзия. Хотя Год Змеи-1989 удаляется, но ставки
растут. Ибрагим Кассим принял решение пребывать один на один
уже со 150 змеями. И - так же, на полтора месяца.
Любителей" острых ощущений, как видим, оказывается, до
странного "многовато", настолько многовато, что начинаешь все
же подозревать некую фальшь и некие крайне нехитрые секреты
подобной неустрашимости.
Итак, в чем же секрет: Только ли - в храбрости и неустра-
шимости? Только ли - в малоподвижности и плавности движений?
Только ли в приписываемом мистиками "сверхъестественном" вли-
янии заклинателя на змей? Или - в чем-то другом, простом?
6. Запах своего. Одной из основных причин "принятия за
своего" у змей, на наш взгляд состоит не только особый харак-
тер движений или неподвижность, а - запах. Движение подчас
бывает не при чем, змея может укусить и совершенно неподвиж-
ный объект, который "почему-то" вдруг посчитала чужим. А при-
чиной такого внезапного изменением "мнения" змеи может окза-
аться именно - смена запаха. Особенно - внезапная, резкая
смена.
Приобрести "свой" запах иногда можно очень просто. У слу-
жителей зоопарков давно известно, что, если мать какого-то
животного бросила детенышей, их можно попыфтаться ывкормить с
помощью даже совершенно иного животного, часто - домашней
кошки или собаки. Но для этого желательно и необходимо, по
мере возможности, придать детенышам запах близкий кормилице,
иначе та сразу же или вскоре - отвергнет "подкижышей".
Простейший способ - обтереть сирот тряпкой на которой ле-
жали "свои" щенята или котята. Запах мочи, экскрементов, по-
та. слюны и прочих выделений, так или иначе, перейдет на
шерстку и кожу подкидышей и смягчит, а то и вовсе ликвидирует
неприязнь приемной матери.
Нечто подобное издавно делали крестьяне в русских дерев-
нях, намазывая, например, бока новичку-теленку навозом телят,
уже бывших в хлеву до этого - во избежание избыточных драк.
7. Опасное соседство. Тот кто растирал в руках белые мел-
кие цветы мелиссы и ее небольшие фигурные листки, тот кто пил
настои и чаи с мелиссой, прекрасно знает своеобразный, не для
всех, впрочем приятный, но очень отличительный запах и вкус
этого растения.
Натираясь мелиссой американские пчеловводы на совревнова-
ниях по размерам "пчелиной бороды" добиваются немалых успехов
- "роящиеся" пчелы собираются в многокилограмовые бороды, не
только по подбородку, но и по шее, и груди. При этом они не
кусаются, хотя, в период "роения" пчелы довольно агрессивны.
Змеи так же могут быть успокоены или наоборот, повышенно
раздражены - не только знакомым или незнакомым видом объекта,
но и определенными запахами. Свежий запах навоза, пота или
крови животного, например, может очень раздражать змею.
Привыкнув к объекту, который "пропах" как бы "своим" запа-
хом(запах постоянно продуцируемого яда очень характерен),
змея может агрессивно среагировать если тот же объект "вдруг"
приобрел "не тот" запах. Поэтому человек, находящийся в одной
комнате с десятками змей дожен быть повышенно осотрителен.
Укус может случиться, даже например, если:
1) человек недавно пил вино или пиво, и - внезапно открыл
рот; 2) пришел из накуренной комнаты, неся запах табака в
толще ткани одежды; 3) или, даже, неудобно сказать, - "рыг-
нул", не вовремя выпустил кишечные газы. И - так далее.
Обонятельно, ольфакторно, для змей - он тут же становится
"чужим", "чужеродным", он тут же - "враг". Змеи, постоянно
"облизыая воздух", обнаруживает "иной запах", обнаруживает
"чужака". И - ближайшая уже может напасть.
И, наоборот, человек, проведший "в общстве" змей достаточно
много времени - приобретает как бы "их" запах и, "пропитыва-
ется" им, "змееет", по запаховому, обонятельному признаку
становится для них "привычным", "своим" и безразличным, они
перестают обращать на него внимание.
Вполне возможно, что именно с этим обстоятельством связано
исключительно смелое поведение некорых аскетов, описанное в
литературе, или, например, иллюстрации, где Будда, Шива или
какой-либо другой бог или аскет - спокойно возлежит среди
змей или даже поверх их многочисленных тел, как на ковре.
Змеи охотно собиратся к теплу и известны десятки случаев,
когда кобры приползали в постель человека, греясь такм, слов-
но кошки, и уползая наутро, но безжалостно кусая, если чело-
век поворачивался и придавливал змею.
Аскет же, в пору поста, малоподвижный и не вызывающий со
стороны змей агрессии, привлекши змей своим теплом, приобре-
тая, при проползании кобр - их запах, становился для змей -
все более и более "своим". Вполне возможно, что этому могли
способствоать знание некоторых растений, усиливающих змеиный
запах или же одурманивающий змей.
Так можно было стать "человеком-змеей", не трогемым ими,
"дружественным" им, хотя и оставаясь все таким же уязвимым по
отношению к их смертельному яду.
|