ГОД ЗМЕИ | Back | Next | Begin |







           ГЛАВА 24. ЗМЕИ, ДУДКИ И ХВОСТЫ, ИЛИ УКРОЩЕНИЕ ХВОСТАТЫХ         

           1. Шеша и амрита. О ком же "хвостатом" пойдет речь? Разуме-
         ется,  опять-таки, о змеях. Ведь именно у них "хвост" - самый
         длинный во всем животном царстве.  В честь хвоста  сочиняются
         даже анекдоты. Например, такой:
           Удав(из мульфильума) обидел мартышку.  Звериный  суд  удава
         осудил и постановил:  Отрубить удаву хвост. "Да-да!  По самую
         шею!" - закричала обрадованная мартышка.
           Географически, змей,  разумеется,  больше всего на юге,  и,
         само собой, на востоке. А на юго-востоке находится - Индия. И
         в Индии отношение к змеям очень своеобразное.  Индусы никаких
         змей специально не убивают, считая их сященными, как бы смер-
         тоносны они ни были.  Уже в древнеиндийских легендах,  посвя-
         щенных сотворению мира, гигантский змей Шеша играл не послед-
         нюю роль, а именно - роль... веревочки!
           Боги и асуры добывали напиток бессмертия, "амриту"(опъяняю-
         щий  напиток,  пододбный ведической "соме") и "пахтали",  тое
         сть взбивали,  Молочный океан гигантской мутовкой,  сделанной
         из огромной горы Мандары.  Весь процесс, если откровенно, на-
         поминал несколько поэтизированный... половой акт!
           И, если  долго мучится,  что -нибудь получится - появилась,
         наконец желанная амрита.  Боги ее поспешно  напились,  асурам
         почти  ничего не досталось,  поэтому они обозлились.  Правда,
         попутно,  появился и некий отфильтрованный "яд".
           Его пришлось выпить Шиве,  сидящему на верхушке горы Манда-
         ра(если взглянуть на древний  рисунок,  опять-таки,  поневоле
         возникают "неприличные" чисто анатомические ассоциации). Поэ-
         тому Шиву и называют "синегорлый". Что же касается собственно
         Змея Шеши, то им обвили гору и две группы - боги асуры(правая
         и левая рука,  по аналогии), занимались долготерпеливым "пах-
         танием"... Таковы мифы.


           2. Праздник Нагапанчами. Роль змея, как видим, была не пос-
         ледней.  Шеша - был одним из царей "нагов",  полу-людей,  по-
         лу-змей,  скульптуры которых во множестве  украшают  каменные
         древние  храмы.  Нагами,  кроме  того назыали вполне реальное
         людское племя.  Считается,  что именно от них и пришел  культ
         змеи,  именно они избрали своим предметом поклонения,  "тоте-
         мом" - кобру.
           Особенно распространен культ змеи на юге Индии.  Есть  даже
         специальные храмы,  посвященные богу Нага-кобре. Южане даже у
         мсеья дома ставят маленькие алтари, для поклонения Нагу. Воз-
         можно, Вы тут же вспомните кобр Нага и Нагайну,  мужа и жену,
         змей, из знаменитого рассказа Радьярда Киплинга  "Рикки-Тикки
         -Тави",  про отважного мангуста.  Там,  то, что нельзя делать
         людям(им нельзя убивать змей,  ведь кобры  -  змеи  "святые")
         проделал отважный Рикки.
           Ежегодно даже  проводится  счпециальный  змеиный  праздник,
         "Нагапанчами".  Кое-где  его  празднуют  даже два раза в год.
         Поклоняясь Нагу,  верующие несут в храм или к реке или к  до-
         машнему алтарю,  а то и прямо в лес, к "гнездам" змей - моло-
         ко, фрукты, деньги, цветы.
           В день "Нагапанчами" люди не работают. Мужчины - просят На-
         га,  дать силу их рукам, телу, инструментам, оружию, и, разу-
         меется, дать такую же крепость и упругость своим "мужским ка-
         чествам" ("змееподобным" частям тела...), столь важным в зем-
         ной жизни. Девушки выпрашивают у змей богатства к свадьбе и в
         семейной жизни и несут к реке подношения божеству.
           На картинах  и  в  преданиях  индуистские боги почти всегда
         располагаются в окружении змей. Бесцеремонное общение с этими
         смертоносными и красивыми животными как бы лишный раз подчер-
         кивает всемогущество того или иного бога.
           Шива, Вишну,  Рама - постоянно пользуются их "услугам", ук-
         рашают себя гирлянадми из змей,  как цветами,  повязвывюат на
         шею или на голову,  восседают на живых змеиных тронах, возле-
         жат на змеиных постелях, просто, гордо взирают на пришедших в
         храм верующих,  подсенью" какой-нибудь гигантской семиголовой
         кобры(двухголовы е змеи,  кстати,  встречаются,  и не так  уж
         редко).

           3. Змеи и брахман. Подобные же подвиги, заметим, проделыают
         и  простые  нищие  садху на базарах,  повязывая змей на голо-
         ву(предварительно одурманив их и  т.п.),  на  шею,  укладывая
         возле себя.
           Восточные боги, это, исторически, почти как правило, те или
         иные легендарные личности, существовавшие, когда-то в реалии,
         Можно предположить, что "боги" эти пользовлись какими-то сек-
         ретами,  в частности, "секретами" химическими, поскольку змеи
         могут отыкивать своего полового партнера по запаху. с помощью
         обоняния.  Намазывая подобными веществами из змеи,  например,
         колышек, колдуны  и  в  старой России,  показывая подобные же
         трюки,  собирая змей в гигантски копошашиеся клубки.
           Местное население  общается со змеями досточно свободно.  В
         день солнечного  затмения,  например(нечистый  день)  принято
         поймать змею и принести в дар брахманам, которые, однако, тут
         же спешат выпустить змею в реку. Толпы народа, стар и млад, в
         этот день десятками тащат брахманам - кобр, питонов, гадюк.
           Некогда, правда существовал и более безопаснфый, хотя и до-
         роговатый обычай - преподносить брахманам, храмам, литых зме-
         ек из серебра и золота.  Их, правда, тут же бросали в большой
         огонь, и собранный после плавки металл считался "священным" и
         шел на нужды храмов.
           Беспечность при обращении со змеями,  однако же,  пусть  не
         обманывает  европоеца.  Приблизительно 250-300 тысяч индийцев
         становится ежегодно жертвами случайных встреч со змеей, поги-
         бает  от  15  до 40 тысяч человек(по другим данным - больше).
         Поэтому в больших городах и в людных местах,  змей, разумеет-
         ся, несмотря на "святость", уничтожают.
           В Индии,  кроме таких достопримечательностей,  как  монахи,
         факиры  и  йоги,  распространены профессиональные заклинатели
         змей.  На праздниках или в большой базарный день они усажива-
         ются  прямо средь толпы и открывают кругле плетеные корзины и
         играют на флейте или специальной дудке из тыквы,  с визгливым
         и гнусавым звуком.
           Змея, чаще всего эффектная в стойке,  хотя и опаснейшая  по
         своему яду, кобра, поднимается вертикаьлно из корзины, расши-
         ряя и уплощая шейную часть тела, "капюшон". На нем изображены
         "очки", псевдоглаза, отпугивающие противника.
           Подобную же позу змеи принимают и в борьбе(не  драке)  двух
         самцов или же в брачном танце самца и самки.  Кусаться у змей
         запрещено "уставом",  они лишь стараются придавить друг друга
         телом и шеей.


           4. Пластмассовые зубы. Подражая покачивамиям здеи, заклина-
         тель так же,  слегка покачивается,  в такт своей незатейливой
         музыке,  и кобра как бы "танцует" под  эту  мелодию.  Опытные
         дресировщики приближаются к змее вплотную, дотрагивают до нее
         лбом, щекой, целуют в кончик носа, успевая, однако зорко сле-
         дить  за ее состоянием,  чтобы отличаить простой запугивающий
         фальш-бросок от настоящего, боевого, в рассчете на укус. Чаще
         всего, однако ядовитые зубы уже удалены(хотя опасность сохра-
         няется - ядовитые железы продолжают функционировать).
           Предприимчивые жулики специально для туристов продают "ядо-
         витые зубы кобр" в красочном пластиковом пакетике.  Зубы там,
         правда, чаще не настоящие и, по счастью, не ядовитые, а изго-
         товлены из... простой белой пластамассы!
           Иногда, для зрелища,  натравливают на змей мангусту,  кото-
         рый,  в ходе всего предшествующего действия подчас  вовсе  не
         сидит, грозно "взъерошив шерсть",  с "жаждой боя", а абсолюно
         индифферентен к змее и спит, свернувшись калачиком, где-нибудь
         в стороне, на тряпке. Такие бои устравивают редко, и лишь при
         условии резко повышенной  платы,  чтобы  мангуста  не  помяла
         змею. При  съемке  же  фильмов  кобру и мангусту часто просто
         придерживают за хвосты, чтобы те не удрали друг от друга...
           Среди заклинателей, как уже упомянуто, встречаются, впрочем
         и такие, кто работают с "боевой" змей, с неудаленными зубами.
         Такие -  нередко имеют природный или выработанный иммунитет к
         ядам, почему и позволяют змее кусать себя, и сами слизывают и
         глотают  выпущенный яд.  Последнее действие поражает непосвя-
         щенного, но... если в полости рта или в желудке нет ранок, то
         яд  змеи,  фактически  - прстой белок и переваривается так же
         просто, как белок куриного яйца, денатурируясь(свертываясь) и
         перевариваясь, под действием слюны и желудочного сока...


            6. Предтавление заклинателя.  Как проходил и как  проходит
         "типичный" сеанс заклинателя змей?
           Вот описание из дневника известного в в XIX веке  путешест-
         венника Рондо(цит. по ж.Вокруг света, 1974.7):
           "В шесть вечера на борт нашего судна поднялся индийский фа-
         кир.  Он был бедно одет: но, в знак принадлежности к высокому
         рангу кудесников, его тюрбан украшали три павлиньих пера.
           Факир поставил  перед  собой  плоскую корзинку,  в которой,
         свернувшись,  лежала Cobrs de Capello.  Под монотонные  звуки
         флейты змея  начинает медленно выпрямляться.  Кажется,  будто
         она сидит на свернутом в кольца хвосте.  Кобра делает в  нап-
         равлении факира резкие выпады, будто хочет его укусит. Закли-
         натель неотрывно смотрит  на  змею  с  каким-то  остекленелым
         блеском в глазах.
           Через 10-12 минут та успокаивается и монотонно покачивается
         под  замедляющийся темп флейты.  Кажется,  она становится все
         более сонной. глаза ее, вначале выражавшие лишь желание немед
         ленно напасть на заклинателя,  теперь делаются неподвижными и
         зачарованно следят за движениями факира.
           Индус пользуется этой расслабленностью змеи, медленно приб-
         лижается к ней,  не прекращая игры на флейте и прижимается  к
         ее  голове  щекой и языком.  Это длится всего одно мгновение -
         рассерженная змея бросается на смельчака, но тот уже отступил
         на безопасное расстояние.
            Матросы выражают сомнение,  действительно ли у  змеи  есть
         ядовитые  зубы  и готовы уплатить за доказательство испанский
         пиастр.  Фокуснику приносят черного петуха,  и н  протягивает
         его кобре. Змея приподнимает всою смертносную голову, разгля-
         дывает добычу(столь крупные птицы для змей,  однако, не добы-
         ча, она не может петуха проглотить - А.А.) и кусает петуха.
           Тот в испуге,  трепеща крыльями,  несется по палубе.  Через
         шесть  минут  у петуха начинается рвота,  он падает навзничь,
         вытягивает лапки и околевает..."
           Современные сеансы заклинателей немногим разноообразнее вы-
         шеописанного. От змеи, впрочем, трудно ожидать многого В этом
         отношении предтавления уличных дрессировщиков с попугаями ли,
         тем более, с мартышками, гораздо зрелищнее.
            "Когда кобра  -  главный персонаж представления - вышла из
         состояния угрозы,  и перестала "чихать": факир меленно напра-
         вил  к зме руку и осторожно взял еепоперек тела.  - пишет от-
         личный знаток и ловец  змей,  член  корреспонедент  АМН  СССР
         Ф.Ф.Талызин(цит.по "Ядовитые животные суши и моря".  М.: Зна-
         ние,  1970).  - В следующий момент он приблизил голову змеи к
         своему лицу и обвел ее головным концом вокруг носа, подбордка
         и лба.
           Момент был, конечно, исклчительно рискованным, так как змея
         могла укусить его в лицо.  Я прикинул на глаз -  длина  кобры
         была более 2 м.,  укус такой змеи,  имей она во рту зубы, мог
         оказаться смертельным.  Известно, что яд дей ствует тем быст-
         рее, чем ближе укус к головному мозгу.
           Отстранив кобру, факир отложил ее в сторону. Зея постепенно
         сделалась вялой, капюшон(раздутая шейная часть - А,А,) исчез,
         не стал заметным и рисунок очков.  Толпа оценила "подвиг" фа-
         кира и его обвитых змеями товарищей: в протянутые чашки посы-
         пались медные монеты..."


           7. А слышатлт змеи?  Про змей, в научном мире ходят однако,
         по сей день странный толки. Согласно официальной версии, коб-
         ра "мелодии не слышит".  Так,  скажем,  в книге "Жизнь Живот-
         ных"(т.4. М., Просвещение, 1966), посвященном амфибиям и реп-
         тилиям, говорится:
           "Играя на духловом интрументе,  заклинатель покачивается из
         стороны в сторону, в так музыке. Змея, конечно, не слышит му-
         зыки,  поскольку у змей нет наружного органа  слуха,  но  она
         следит за человеком, и, не сводя с него взгляда, покачивается
         вслед за ним..."
            Но при  внимательном  рассмотрении начинаются разногласия.
           "Мелодии которые исполняются на нехитрых инструментах могут
         ввести в транс и глухого.  - пишет худолжник Аллан Ранну(цит.
         по ж."Домовой",  73.1999),  проведший в обществе заклинателей
         целых четыре дня.  - И я тоже попал под гипноз музыки и змеи-
         ных танцев - заметив это, заклинатели на радость зевакам уве-
         шали меня кобрами...
            Много тысяч лет длится этот танец. Англичане почти два ве-
         ка владевшие Индией видимо не особо стремились разобраться  в
         индуистских тонкостях и так и не поняли что происходит. Пред-
         почли объяснить все шарлатанством".
           Казалось бы,  все подтверждается "опытом",  в той же  Индии
         ставили эксперименты с магнитофоном,  где из динамика звучали
         традиционные "змеиные" мелодии флейты,  а свернувшаяся  кобра
         преспокойно лежала,  не желоая "танцевать". Однако приводятся
         и другие факты.
           "Советское консульство в Мадрасе тоже расположено в непло-
         хом  особняке  с садом,  - писал один журналист.  - Время от
         времени туда приглашают "дударей". Они дудят, змеи выползают
         из  нор,  заклинатели  хватают их за хвосты и переправляют в
         мешки.  Осенью - выловили дюжину кобр,  а при нас - двадцать
         пять..."
           Будничность ситуации и приведенные цифры впечатляют.  Итак,
         змеи каким-то образом - улавлитвают звук.  Может быть  играет
         роль какой-то особый резонанс всеготела змеи(например, пусто-
         го кишечника),  особо усиливающийся в норе или в корзине зак-
         линателя. Вот например и другие другие наблюдения:
           "...Я имею в виду кобр-крысоловов.  В Бомбее мне как-то до-
         велось наблюдать такую картину. Капитан грузового иностранно-
         ого судна,  на котором  развелись  крысы,  пригласил  факира,
         предварительно дав команде увольнительную на берег.
           Пришел индиеец с корзиной змей,  поставил ее на палубе, не-
         далеко  от открытых людков трюма,  снял крышку,  и ушел отды-
         хать.  Кобры расползлись по кораблю, занялись охотой на крыс.
         Чрез  некоторе время факир вернулся,  достал самодельную сви-
         рель,  заиграл на ней незатейливую мелодию. Минут через 10-15
         он сошел с корабля, унося под мышкой свою коризну с кобрами и
         10 рупий в кармане..."
           Итак, практика говорит,  что змей что-то ощущают, они идут
         на звук, точнее - на вибрацию, возвращаются к заклинателю.


           8. Кому нужен заклинатель?  Кто же прав, официальная гордая
         наука или невежественный,  не разбирающийся  в  "науке",  "не
         гордый", но - грамотный в своей профессии - заклинатель?
           Неподалеку от Дели находится небольшое  селение  Моларбунд,
         сейчас,  впрочем довольно известное. Здесь находится, видимо,
         единсьтвенная во всем мире школы "заклинателей змей". Основа-
         тель ее - некто Хумнат, величаемый "профессором".
           Овладение профессией ведется по ступеням,  и с малого  воз-
         раста. На самой первой ступени ни о каких змеях не может идти
         и речи.  Все здесь начинается именно с...  уроков музыки! То,
         что отрицает официальная наука,  здесь явлется базовым, явля-
         ется основанием всех последующих действий и успехов.  Ученику
         вручается полая тыква,  из которой торчит бамбуковая трубка с
         отверстием.
           Нужно научиться  извлеать из этого внешне примитивного "му-
         зыкального инструмента" звуки строго определенной  тональнос-
         ти, той  еденственной,  что  оказывает  столь  зачаровывающее
         действие на змей(заметим,  что,  все же, не на всех, а, в ос-
         новном, именно - на кобр). Пронзительные мелодии чередуются с
         обязательными интенсивными дыхательными управжениями по  сис-
         теме йоги.
           Казалось бы - парадокс,  но,  как профессиональный саксафо-
         нист или тромбонист в оркестре, заклинатель змей обязан в со-
         вершенстве владеть своими легкими. Дуя в дудку, он должен как
         можно меньше времени тратить на вдохи(ведь возникает "безвиб-
         рационная" пауза,  "растормаживающая" змею)  и  -  как  можно
         больше - на выдох. При этом воздух следует выдыхать равномер-
         но. Прежде чем учитель сочтет, что эта ступень пройдена, уче-
         ника упражняют свои легкие не менее года!
           Затем начинают этологические(поведеческие) премудрости. На-
         до  хорошо зщнать виды змей,  их видовые привычки,  провадки,
         способы охоты,  научиться стремительно  и  правильно  хватать
         змею - без вреда,  и для нее,  и для себя. Надо уметь состав-
         лять из трав противоядие, знать меры медпомощи при укусе. На-
         до уметь отсосать яд,  обаботать рану, вынуть сломанный зуб и
         многое другое уже из чисто прикладной медицины.
           Казалось бы, а куда нужно столько "заклнателей"? Но - в Ин-
         дии столь много змей,  что "заклинатели" в  самых  их  разных
         применениях нужны то тут,  то там, постоянно, а не только для
         развлечения зевающих туристов.
           Учебных змей здесь по многу раз на дню всовывают и вытаски-
         ваиз мешков и корзин,  выпускают, ловят, кормят, оечат. После
         всех этих долгих приготовлений и постоянных тенироваок, начи-
         нают учитсья заставлять змею становиться в  эффектную  стойку
         на хвосте и раскачиваться в такт музыке. Первые такие уроки
         проводятся, однако,  с безобидными ужами.  И лишь освоеив все
         эти азы, переходят к работе с настоящими кобрами.
            Так обучаются заклинатели.


Next