ГЛАВА 24. ЗМЕИ, ДУДКИ И ХВОСТЫ, ИЛИ УКРОЩЕНИЕ ХВОСТАТЫХ
1. Шеша и амрита. О ком же "хвостатом" пойдет речь? Разуме-
ется, опять-таки, о змеях. Ведь именно у них "хвост" - самый
длинный во всем животном царстве. В честь хвоста сочиняются
даже анекдоты. Например, такой:
Удав(из мульфильума) обидел мартышку. Звериный суд удава
осудил и постановил: Отрубить удаву хвост. "Да-да! По самую
шею!" - закричала обрадованная мартышка.
Географически, змей, разумеется, больше всего на юге, и,
само собой, на востоке. А на юго-востоке находится - Индия. И
в Индии отношение к змеям очень своеобразное. Индусы никаких
змей специально не убивают, считая их сященными, как бы смер-
тоносны они ни были. Уже в древнеиндийских легендах, посвя-
щенных сотворению мира, гигантский змей Шеша играл не послед-
нюю роль, а именно - роль... веревочки!
Боги и асуры добывали напиток бессмертия, "амриту"(опъяняю-
щий напиток, пододбный ведической "соме") и "пахтали", тое
сть взбивали, Молочный океан гигантской мутовкой, сделанной
из огромной горы Мандары. Весь процесс, если откровенно, на-
поминал несколько поэтизированный... половой акт!
И, если долго мучится, что -нибудь получится - появилась,
наконец желанная амрита. Боги ее поспешно напились, асурам
почти ничего не досталось, поэтому они обозлились. Правда,
попутно, появился и некий отфильтрованный "яд".
Его пришлось выпить Шиве, сидящему на верхушке горы Манда-
ра(если взглянуть на древний рисунок, опять-таки, поневоле
возникают "неприличные" чисто анатомические ассоциации). Поэ-
тому Шиву и называют "синегорлый". Что же касается собственно
Змея Шеши, то им обвили гору и две группы - боги асуры(правая
и левая рука, по аналогии), занимались долготерпеливым "пах-
танием"... Таковы мифы.
2. Праздник Нагапанчами. Роль змея, как видим, была не пос-
ледней. Шеша - был одним из царей "нагов", полу-людей, по-
лу-змей, скульптуры которых во множестве украшают каменные
древние храмы. Нагами, кроме того назыали вполне реальное
людское племя. Считается, что именно от них и пришел культ
змеи, именно они избрали своим предметом поклонения, "тоте-
мом" - кобру.
Особенно распространен культ змеи на юге Индии. Есть даже
специальные храмы, посвященные богу Нага-кобре. Южане даже у
мсеья дома ставят маленькие алтари, для поклонения Нагу. Воз-
можно, Вы тут же вспомните кобр Нага и Нагайну, мужа и жену,
змей, из знаменитого рассказа Радьярда Киплинга "Рикки-Тикки
-Тави", про отважного мангуста. Там, то, что нельзя делать
людям(им нельзя убивать змей, ведь кобры - змеи "святые")
проделал отважный Рикки.
Ежегодно даже проводится счпециальный змеиный праздник,
"Нагапанчами". Кое-где его празднуют даже два раза в год.
Поклоняясь Нагу, верующие несут в храм или к реке или к до-
машнему алтарю, а то и прямо в лес, к "гнездам" змей - моло-
ко, фрукты, деньги, цветы.
В день "Нагапанчами" люди не работают. Мужчины - просят На-
га, дать силу их рукам, телу, инструментам, оружию, и, разу-
меется, дать такую же крепость и упругость своим "мужским ка-
чествам" ("змееподобным" частям тела...), столь важным в зем-
ной жизни. Девушки выпрашивают у змей богатства к свадьбе и в
семейной жизни и несут к реке подношения божеству.
На картинах и в преданиях индуистские боги почти всегда
располагаются в окружении змей. Бесцеремонное общение с этими
смертоносными и красивыми животными как бы лишный раз подчер-
кивает всемогущество того или иного бога.
Шива, Вишну, Рама - постоянно пользуются их "услугам", ук-
рашают себя гирлянадми из змей, как цветами, повязвывюат на
шею или на голову, восседают на живых змеиных тронах, возле-
жат на змеиных постелях, просто, гордо взирают на пришедших в
храм верующих, подсенью" какой-нибудь гигантской семиголовой
кобры(двухголовы е змеи, кстати, встречаются, и не так уж
редко).
3. Змеи и брахман. Подобные же подвиги, заметим, проделыают
и простые нищие садху на базарах, повязывая змей на голо-
ву(предварительно одурманив их и т.п.), на шею, укладывая
возле себя.
Восточные боги, это, исторически, почти как правило, те или
иные легендарные личности, существовавшие, когда-то в реалии,
Можно предположить, что "боги" эти пользовлись какими-то сек-
ретами, в частности, "секретами" химическими, поскольку змеи
могут отыкивать своего полового партнера по запаху. с помощью
обоняния. Намазывая подобными веществами из змеи, например,
колышек, колдуны и в старой России, показывая подобные же
трюки, собирая змей в гигантски копошашиеся клубки.
Местное население общается со змеями досточно свободно. В
день солнечного затмения, например(нечистый день) принято
поймать змею и принести в дар брахманам, которые, однако, тут
же спешат выпустить змею в реку. Толпы народа, стар и млад, в
этот день десятками тащат брахманам - кобр, питонов, гадюк.
Некогда, правда существовал и более безопаснфый, хотя и до-
роговатый обычай - преподносить брахманам, храмам, литых зме-
ек из серебра и золота. Их, правда, тут же бросали в большой
огонь, и собранный после плавки металл считался "священным" и
шел на нужды храмов.
Беспечность при обращении со змеями, однако же, пусть не
обманывает европоеца. Приблизительно 250-300 тысяч индийцев
становится ежегодно жертвами случайных встреч со змеей, поги-
бает от 15 до 40 тысяч человек(по другим данным - больше).
Поэтому в больших городах и в людных местах, змей, разумеет-
ся, несмотря на "святость", уничтожают.
В Индии, кроме таких достопримечательностей, как монахи,
факиры и йоги, распространены профессиональные заклинатели
змей. На праздниках или в большой базарный день они усажива-
ются прямо средь толпы и открывают кругле плетеные корзины и
играют на флейте или специальной дудке из тыквы, с визгливым
и гнусавым звуком.
Змея, чаще всего эффектная в стойке, хотя и опаснейшая по
своему яду, кобра, поднимается вертикаьлно из корзины, расши-
ряя и уплощая шейную часть тела, "капюшон". На нем изображены
"очки", псевдоглаза, отпугивающие противника.
Подобную же позу змеи принимают и в борьбе(не драке) двух
самцов или же в брачном танце самца и самки. Кусаться у змей
запрещено "уставом", они лишь стараются придавить друг друга
телом и шеей.
4. Пластмассовые зубы. Подражая покачивамиям здеи, заклина-
тель так же, слегка покачивается, в такт своей незатейливой
музыке, и кобра как бы "танцует" под эту мелодию. Опытные
дресировщики приближаются к змее вплотную, дотрагивают до нее
лбом, щекой, целуют в кончик носа, успевая, однако зорко сле-
дить за ее состоянием, чтобы отличаить простой запугивающий
фальш-бросок от настоящего, боевого, в рассчете на укус. Чаще
всего, однако ядовитые зубы уже удалены(хотя опасность сохра-
няется - ядовитые железы продолжают функционировать).
Предприимчивые жулики специально для туристов продают "ядо-
витые зубы кобр" в красочном пластиковом пакетике. Зубы там,
правда, чаще не настоящие и, по счастью, не ядовитые, а изго-
товлены из... простой белой пластамассы!
Иногда, для зрелища, натравливают на змей мангусту, кото-
рый, в ходе всего предшествующего действия подчас вовсе не
сидит, грозно "взъерошив шерсть", с "жаждой боя", а абсолюно
индифферентен к змее и спит, свернувшись калачиком, где-нибудь
в стороне, на тряпке. Такие бои устравивают редко, и лишь при
условии резко повышенной платы, чтобы мангуста не помяла
змею. При съемке же фильмов кобру и мангусту часто просто
придерживают за хвосты, чтобы те не удрали друг от друга...
Среди заклинателей, как уже упомянуто, встречаются, впрочем
и такие, кто работают с "боевой" змей, с неудаленными зубами.
Такие - нередко имеют природный или выработанный иммунитет к
ядам, почему и позволяют змее кусать себя, и сами слизывают и
глотают выпущенный яд. Последнее действие поражает непосвя-
щенного, но... если в полости рта или в желудке нет ранок, то
яд змеи, фактически - прстой белок и переваривается так же
просто, как белок куриного яйца, денатурируясь(свертываясь) и
перевариваясь, под действием слюны и желудочного сока...
6. Предтавление заклинателя. Как проходил и как проходит
"типичный" сеанс заклинателя змей?
Вот описание из дневника известного в в XIX веке путешест-
венника Рондо(цит. по ж.Вокруг света, 1974.7):
"В шесть вечера на борт нашего судна поднялся индийский фа-
кир. Он был бедно одет: но, в знак принадлежности к высокому
рангу кудесников, его тюрбан украшали три павлиньих пера.
Факир поставил перед собой плоскую корзинку, в которой,
свернувшись, лежала Cobrs de Capello. Под монотонные звуки
флейты змея начинает медленно выпрямляться. Кажется, будто
она сидит на свернутом в кольца хвосте. Кобра делает в нап-
равлении факира резкие выпады, будто хочет его укусит. Закли-
натель неотрывно смотрит на змею с каким-то остекленелым
блеском в глазах.
Через 10-12 минут та успокаивается и монотонно покачивается
под замедляющийся темп флейты. Кажется, она становится все
более сонной. глаза ее, вначале выражавшие лишь желание немед
ленно напасть на заклинателя, теперь делаются неподвижными и
зачарованно следят за движениями факира.
Индус пользуется этой расслабленностью змеи, медленно приб-
лижается к ней, не прекращая игры на флейте и прижимается к
ее голове щекой и языком. Это длится всего одно мгновение -
рассерженная змея бросается на смельчака, но тот уже отступил
на безопасное расстояние.
Матросы выражают сомнение, действительно ли у змеи есть
ядовитые зубы и готовы уплатить за доказательство испанский
пиастр. Фокуснику приносят черного петуха, и н протягивает
его кобре. Змея приподнимает всою смертносную голову, разгля-
дывает добычу(столь крупные птицы для змей, однако, не добы-
ча, она не может петуха проглотить - А.А.) и кусает петуха.
Тот в испуге, трепеща крыльями, несется по палубе. Через
шесть минут у петуха начинается рвота, он падает навзничь,
вытягивает лапки и околевает..."
Современные сеансы заклинателей немногим разноообразнее вы-
шеописанного. От змеи, впрочем, трудно ожидать многого В этом
отношении предтавления уличных дрессировщиков с попугаями ли,
тем более, с мартышками, гораздо зрелищнее.
"Когда кобра - главный персонаж представления - вышла из
состояния угрозы, и перестала "чихать": факир меленно напра-
вил к зме руку и осторожно взял еепоперек тела. - пишет от-
личный знаток и ловец змей, член корреспонедент АМН СССР
Ф.Ф.Талызин(цит.по "Ядовитые животные суши и моря". М.: Зна-
ние, 1970). - В следующий момент он приблизил голову змеи к
своему лицу и обвел ее головным концом вокруг носа, подбордка
и лба.
Момент был, конечно, исклчительно рискованным, так как змея
могла укусить его в лицо. Я прикинул на глаз - длина кобры
была более 2 м., укус такой змеи, имей она во рту зубы, мог
оказаться смертельным. Известно, что яд дей ствует тем быст-
рее, чем ближе укус к головному мозгу.
Отстранив кобру, факир отложил ее в сторону. Зея постепенно
сделалась вялой, капюшон(раздутая шейная часть - А,А,) исчез,
не стал заметным и рисунок очков. Толпа оценила "подвиг" фа-
кира и его обвитых змеями товарищей: в протянутые чашки посы-
пались медные монеты..."
7. А слышатлт змеи? Про змей, в научном мире ходят однако,
по сей день странный толки. Согласно официальной версии, коб-
ра "мелодии не слышит". Так, скажем, в книге "Жизнь Живот-
ных"(т.4. М., Просвещение, 1966), посвященном амфибиям и реп-
тилиям, говорится:
"Играя на духловом интрументе, заклинатель покачивается из
стороны в сторону, в так музыке. Змея, конечно, не слышит му-
зыки, поскольку у змей нет наружного органа слуха, но она
следит за человеком, и, не сводя с него взгляда, покачивается
вслед за ним..."
Но при внимательном рассмотрении начинаются разногласия.
"Мелодии которые исполняются на нехитрых инструментах могут
ввести в транс и глухого. - пишет худолжник Аллан Ранну(цит.
по ж."Домовой", 73.1999), проведший в обществе заклинателей
целых четыре дня. - И я тоже попал под гипноз музыки и змеи-
ных танцев - заметив это, заклинатели на радость зевакам уве-
шали меня кобрами...
Много тысяч лет длится этот танец. Англичане почти два ве-
ка владевшие Индией видимо не особо стремились разобраться в
индуистских тонкостях и так и не поняли что происходит. Пред-
почли объяснить все шарлатанством".
Казалось бы, все подтверждается "опытом", в той же Индии
ставили эксперименты с магнитофоном, где из динамика звучали
традиционные "змеиные" мелодии флейты, а свернувшаяся кобра
преспокойно лежала, не желоая "танцевать". Однако приводятся
и другие факты.
"Советское консульство в Мадрасе тоже расположено в непло-
хом особняке с садом, - писал один журналист. - Время от
времени туда приглашают "дударей". Они дудят, змеи выползают
из нор, заклинатели хватают их за хвосты и переправляют в
мешки. Осенью - выловили дюжину кобр, а при нас - двадцать
пять..."
Будничность ситуации и приведенные цифры впечатляют. Итак,
змеи каким-то образом - улавлитвают звук. Может быть играет
роль какой-то особый резонанс всеготела змеи(например, пусто-
го кишечника), особо усиливающийся в норе или в корзине зак-
линателя. Вот например и другие другие наблюдения:
"...Я имею в виду кобр-крысоловов. В Бомбее мне как-то до-
велось наблюдать такую картину. Капитан грузового иностранно-
ого судна, на котором развелись крысы, пригласил факира,
предварительно дав команде увольнительную на берег.
Пришел индиеец с корзиной змей, поставил ее на палубе, не-
далеко от открытых людков трюма, снял крышку, и ушел отды-
хать. Кобры расползлись по кораблю, занялись охотой на крыс.
Чрез некоторе время факир вернулся, достал самодельную сви-
рель, заиграл на ней незатейливую мелодию. Минут через 10-15
он сошел с корабля, унося под мышкой свою коризну с кобрами и
10 рупий в кармане..."
Итак, практика говорит, что змей что-то ощущают, они идут
на звук, точнее - на вибрацию, возвращаются к заклинателю.
8. Кому нужен заклинатель? Кто же прав, официальная гордая
наука или невежественный, не разбирающийся в "науке", "не
гордый", но - грамотный в своей профессии - заклинатель?
Неподалеку от Дели находится небольшое селение Моларбунд,
сейчас, впрочем довольно известное. Здесь находится, видимо,
единсьтвенная во всем мире школы "заклинателей змей". Основа-
тель ее - некто Хумнат, величаемый "профессором".
Овладение профессией ведется по ступеням, и с малого воз-
раста. На самой первой ступени ни о каких змеях не может идти
и речи. Все здесь начинается именно с... уроков музыки! То,
что отрицает официальная наука, здесь явлется базовым, явля-
ется основанием всех последующих действий и успехов. Ученику
вручается полая тыква, из которой торчит бамбуковая трубка с
отверстием.
Нужно научиться извлеать из этого внешне примитивного "му-
зыкального инструмента" звуки строго определенной тональнос-
ти, той еденственной, что оказывает столь зачаровывающее
действие на змей(заметим, что, все же, не на всех, а, в ос-
новном, именно - на кобр). Пронзительные мелодии чередуются с
обязательными интенсивными дыхательными управжениями по сис-
теме йоги.
Казалось бы - парадокс, но, как профессиональный саксафо-
нист или тромбонист в оркестре, заклинатель змей обязан в со-
вершенстве владеть своими легкими. Дуя в дудку, он должен как
можно меньше времени тратить на вдохи(ведь возникает "безвиб-
рационная" пауза, "растормаживающая" змею) и - как можно
больше - на выдох. При этом воздух следует выдыхать равномер-
но. Прежде чем учитель сочтет, что эта ступень пройдена, уче-
ника упражняют свои легкие не менее года!
Затем начинают этологические(поведеческие) премудрости. На-
до хорошо зщнать виды змей, их видовые привычки, провадки,
способы охоты, научиться стремительно и правильно хватать
змею - без вреда, и для нее, и для себя. Надо уметь состав-
лять из трав противоядие, знать меры медпомощи при укусе. На-
до уметь отсосать яд, обаботать рану, вынуть сломанный зуб и
многое другое уже из чисто прикладной медицины.
Казалось бы, а куда нужно столько "заклнателей"? Но - в Ин-
дии столь много змей, что "заклинатели" в самых их разных
применениях нужны то тут, то там, постоянно, а не только для
развлечения зевающих туристов.
Учебных змей здесь по многу раз на дню всовывают и вытаски-
ваиз мешков и корзин, выпускают, ловят, кормят, оечат. После
всех этих долгих приготовлений и постоянных тенироваок, начи-
нают учитсья заставлять змею становиться в эффектную стойку
на хвосте и раскачиваться в такт музыке. Первые такие уроки
проводятся, однако, с безобидными ужами. И лишь освоеив все
эти азы, переходят к работе с настоящими кобрами.
Так обучаются заклинатели.
|