ГЛАВА 27. ЗМЕЯ КУНДАЛИНИ ИЛИ ДУХОВНАЯ МАСТУРБАЦИЯ
1. Змеевиден до неприличности. Танец со змеями, исполняе-
мый в храмах, широчайшее поклонение змеям среди населения
стран Юго-Восточной Азии, обожествление змей, особенно кобр,
начиная с самых давних времен, тысячи изображений змей и все-
возможных змеевиных форм начиная от каменных скульптур и за-
канчивая магическими схемами адептов различных религий, все
это и многое другое - отнюдь не дань ползучему чешуйчатому
животному, способному убить или оставить в живых человека, и
способному только на ловлю крыс и ящериц.
Смысл всех ритуалов этих лежит значительно глубже. Он, как
эо всегда и бывает в таких случаях - в природе самого челове-
ка. И наиболее явная тут сторона - сходство змеиного тела с
одним из самых почитаемых объектов всех времен и народов, а
именно, с мужским порождающим органом.
Именно все эти качества - цилиндричность тела, продолгова-
тость, упругость, округлая форма головы, способность кобр
вставать в стойку("эрегировать"), выделение ими яда и прочие
признаки приели к тому, что именно змея, а не какая-нибудь
кошка или лягушка оказалась в числе священных и почитаемых
животных.
Поэтому один уже характерный вид змеи на той или иной схеме
уже мог обозначить целый поток направлений дальнейшего мышле-
ния и духовных ассоциаций, связаннх именно с полом, с соити-
ем, с продложением рода.
2. Змея как символ. Кобра, ведущая себя среди змей очень
нетипично, оказалась поэтому здесь в самом центре внимания.
Она раздувает верхнюю часть туловища, уподобляясь расширенной
головке пениса. Она напрягает все тело и упруго привстает,
выпрямляясь, словно готовый к оплодотворению фаллос. Она де-
лает покачивания, броски, словно возбуждающие движения во
время единения мужчины и женщины.
Она "поражает" - бьет зубами или брызжет, направленно плюет
своим смертельным ядом, словно выбрасывая в лоно долгожданную
семенную жидкость. Она становится вновь "обвисшей" и вялой,
после прошедшего "сражения" и свертывается столь же характер-
ным образом, до новой встречи с противником.
Неудивительно, поэтому, что, например, в признанной "стране
змей", в Индии именно веселому богу-слону Ганеше, божеству со
"змееподобным", а, точнее, с "фаллоподобным" хоботом поклоня-
ются именно как божеству плодородия и деторождения, поклоня-
ются - и стар и млад, мужчины и женщины. Именно здесь в де-
сятках и сотнях храмах стоят украшенные цветами "лингамы" -
каменные аналоги мужских фаллосов.
Танец храмовой жрицы со змеей приобретает потому не столь-
ко некий "высокий космический смысл", туманость и неподступ-
ность которого которого столь воодушевляет и будоражит мисти-
ков, а он имеет, помимо чисто обычной эстетики "собственно
танца", смысл достаточно прозрачного намека - женщина нахо-
дится перед мужчиной, любит его и поклоняется ему, какие бы
причудливые облики он не принимал.
И здесь-то вступает в действие один из самых занятных и, в
чем-то загадочных древних символов, такой, как "змеиная сила"
и "змея Кундалини".
3. Змеи для стриптиза. "Змеиная энергия, выходящая из йони
йогини. Южная Индия, около 1800, Дерево". - так кратко гласит
пояснение к довольно нетипичному изображению священной тан-
цовщицы. Изображение такое можно найти в различных пособиях
по истории сексологии, в частности, в книге "Энциклопедия
тантры"(М.: Локид-МИФ, 1997). На нем каменный рельеф - тан-
цовщица и кобра.
Танцовщица, "йогиня" - полностью обнажена, но обильно убра-
на украшениями - серьгами, крупными браслетами, инкрустиро-
ванными шнурами. Ее движения открытых круто изогнутых ладоней
и раскрытость "полумесяцем" бедер подчеркивают привлечение и
доступность женщины, ее женской силы - "Шакти".
Но первое внимание привлекает все-таки кобра. Она - распо-
лагается в типичной своей боевой стойке(правда, можно предпо-
лагать, что зубы ее специально вырваны), но находится в край-
не "нетипичном" положении и месте, ибо практически все ее те-
ло заправлено хвостом, между ног - в "йони", то есть - в тело
зовущей мужчину женщины.
Фантазии подобного танцевального "па" позавидовал бы устро-
итель любого кафешантана с его изощренным и извращенным
стриптизом, где танцовщица вместо кобры пользует цветные лен-
ты или зажженный карманный фонарик.
"Кундалини - змеиная энергия, которую обычно изображают в
виде свернутой змеи с головами на обоих концах", - комменти-
рует та же книга другой рисунок спирально свернутого сущест-
ва, с миниатюры из Гуджарата(Индия), конца XVII века.
"Кундалини - духовная энергия("змеиная сила"), свернутая
кольцом и дремлющая в муладхара-чакре(в основании позвоночни-
ка). Это изначальная энергия самой Шакти, сотволрившей кос-
мос. Это сексуальная энергия, которая пробуждает в нас жела-
ние и стремление к продолжению рода..."
4. Тантра и корзина. Изобилие новых терминов не всегда
способствует пониманию, особенно для новичка. К тоому же ре-
альные объекты не должны перепутыватся с объектами сугубо во-
ображаемыми. "Муладхара-чакра", физически не существует. С
точки зрения чисто физиологической и анатомической, ее функ-
ции воплощает крупное крестцовое нервное сплетение.
Именно здесь, после сигнала "сверху" - от глаз, от ушей, от
кожи, при виде страстно любимого "объекта" - в теле влюблен-
ног возникает сигнал к половому действию, именно отсюда, от
"низших чувств" - начинает проистекать и нервное, и чисто би-
охимическое возбуждение, которое восточные религии облекли
высокими понятиями и укутали в шубу всевозможных терминов.
Увы, недопонимание обычной биологии и психики человека, не-
допонимание его организации, привело - пусть к очень красиво-
му и загадочно чарующему, но, во многом, все-таки, искаженно-
му отражению того, что же происходит в человеческом теле во
время полового акта или половой медитации, т.е. психического
сосредоточения на "муладхара-чакру" - сексуальный центр.
"Большинство эзотерических традиций ссылаются на некую ве-
ликую силу, присущую человеческому психо-организму. Эта сила
указывется в Тантрах как "внутренняя женщина" или "Кундали-
ни-Шакти", и уподобляется опасной свернувшейся змее.
Эта нормально скрытая сила может дейстовать либо творчески,
либо разрушительно, положительно или отрицательно", - отоме-
чают Пенни Слингер и Ник Дуглас, авторы книги "Тайны пола.
Тантра. Великая культура Востока. Философия. Метод. Практика.
Алхимия экстаза"(см.напр. Минск, "Гудил", 1993), фундамен-
тального пособия, буквально пестрящем - десятками старинных
рисунков с формами и способами полового общения
Слово "Тантра", впрочем, формально, не имеет особого отно-
шения к сексу. Оно переводится как "корзина" или, даже, "кни-
га", "учение", поскольку древние рукописи содержались в кор-
зинах. Известный в Индии сборник поучительных и вполне "при-
личных" сказок про людей и животных называется, например,
"Панча-тантра", то есть - "Пятикорзиние".
Тем не менее сама корзина, крупный предмет, с емкостью, с
бортиками, с характерным чашеобразным видом, в силу ее "чисто
анатомических"(читай, структурных) особенностей - и прямо, и
косвенно, напоминает внешний женский плодотворящий орган, и
потому название "Тантра" словно бы вновь и вновь напоминает о
"Шакти", то есть о "женском" начале природы, начале порождаю-
щем, лежащем в основе всего сущего, в основе Вселенной.
5. Нет, так нет. Знаменитая фраза "Секса у нас нет!" проз-
вучавшая, как-то, в "доперестроечное" время в ходе одного из
"телемостов" СССР-США достаточно отчетливо показала, пусть не
"отсутствие" секса, но, по крайней мере, крайне малую к нему
заинтересованность и сугубую конкретику.
О каких-либо ненужных "тонкостях", в виде знания восточных
учений, типа "Дао любви" или "Кама-сутра", или все того же,
"воспитания" в себе знаменитой "змеи Кундалини" индийских йо-
гов, разумеется, не могло быть и речи. Туманости и двусмыс-
ленности восточных речений попросту не допускались.
Даже в двухтомнике "Эзотерический словарь"(М.: - Рига,
1993), едва ли не целиком посвященному йоге, чакрам и прочей
околовосточной атрибутике, понятие "Кундалини" отсутствует.
Единственной, пожалуй, книгой, где, каким-то чудом "прос-
кочила", "просочилась", проползла в печать пресловутая "змея
Кундалини", была книга "Всеобщая история культуры и спорта"
(Ласло Кун. М.: Радуга, 1982).
Отрывок из нее, однако, настолько емок, лаконичен и точен,
что мы воспроизведем его полностью:
"Философская система йогов исходит из того распространено-
го среди народов древнего мира воззрения, что человеческий
организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой
обеспечивается праной(дыханием, жизненной силой). - пишет Кун.
Внутри человечекого тела находится семь расположенных один
на другим цетров праны(чакры). В низшем из них - в одономоо из
нервных узлов поясничного отдела позвоночника -свернувшись
дремлет источник жизненной силы, так называемая "змея кунда-
лини", которая под влиянием упорно выполняемых умственных и
фиических упражнений просыпается, и, ползя вверх, от чакры к
чакре, достигает макушки.
В этот момент йог достигает стадии самадхи. Самадхи - это
физическое и психическое состояние своеобразного равновесия,
покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полно-
го земного счастья".
6. Чакры без сказок. Если, однако, подходить от сугубо
анатомо-физиологических реалий, то многие вещи, по счастью,
изложатся чуть проще. Вдоль тела человека, по числу отделов
черепа, таза и позвоночника древнеиндийскими анатомами были
выделяны семь обособленных участков. Поскольку они были под-
вижны, вращаясь друг относительно друга, то их называли -
"чакры"(буквально: "колеса") и изображали как стилизованные
цветки лотоса.
Количество рисуемых "лепестков" в чакрах обозначало число
костей в том или ином отделе позвоночника. Так, "лобовая"
Аджна-чакра содержала лишь два "лепестка" - обозначающие че-
реп и нижнюю челюсть.
Наивысшая, Сахасрара-чакра обозначала волосы и потому
изображалась 1000-лепестковым лотосом. Шейная, грудная, брюш-
ная, тазовая чакры содержали число лепестков по числу сот-
ветствующих костей или позвонков. Так - все семь штук.
Поэтому, чтобы не увеличивать рассуждений на тему путешест-
вия "змеи Кундалини" снизу вверх к макушке йога, просто приве-
дем таблицу нашего анализа из другой нашей обширной работы -
по чакрам.
+-----------------------------------------------------------+
¦ Древнеиндийская анатомия ¦ Современная анатомия ¦
+--------------------------+--------------------------------+
¦ Название ¦ Число ¦ Название отдела ¦ Число ¦
¦ чакры ¦ лепестков ¦ скелета ¦ костей ¦
+-------------+------------+-----------------------+--------+
¦ Сахасрара ¦ 1000 ¦ Волосы(pili) ¦(1000) ¦
¦ Аджна ¦ 2 ¦ Череп(cranium) и ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ челюсть(mandibula) ¦ ¦
¦ Вишшудха ¦ 16 х 2 ¦ Зубы(dentes) ¦ 16 ¦
¦ Анахата ¦ 12 ¦ Ребра(costae)в груд- ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ ной клетке(thorax) ¦ ¦
¦ Манипура ¦ 10 ¦ Крестец(sacrum) и ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ поясничн.позвонки ¦ ¦
¦ Свадхистхана¦ 3 х 2 ¦ Тазовые кости(парные) ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ (ilium, pubis, ischii)¦ ¦
¦ Муладхара ¦ 4 ¦ Копчик(coccygeus) ¦ 4 ¦
L-------------+------------+-----------------------+---------
Как видим, любимые экстрасенсами чакры, как "центры биопо-
ля" в действительности отражали всего лишь... число костей!
Что же касается ряда старинных врачей, в частности, извест-
нейшего тибетского врача Дэсрида Санчжай-Чжампо, то они вооб-
ще заявляли, что никакого прямого соответствия чакр и органов
тела - вообще нет(см.напр. Герасимова К.М. "Традиционные ве-
рования тибетцев". М., Наука, 1989)!
7. Куда ползет змея. Пока йог был спокоен, в нижней чак-
ре(т,е. в тазовом отделе тела), "змея Кундалини", фактически,
"половая энергия", как бы, свернувшись, "дремала"(слог "лини"
происходит от общего корня с "лингам" - мужской оплодотворяю-
щий орган). Это "дремали" половые железы и нервные центры от-
ветственные за сексуальную активность.
Когда же йог начинал себя самовозбуждать, в крови и тканях
повявлялись первые порции стимулирующих веществ. Биохимичес-
кая "змея" - порождение половых желез в виде диффузного обла-
ка "сексуальных" молекул начинала "разворачиваться". Йог на-
чинал грезить(читай, "медитировать") эротикой.
И, далее внешне абсолютно неподвижный йог, даже не дотраги-
ваясь до собственного фаллоса(который многие из них обожест-
вляли и которому, а отнюдь не богам - поклонялись), начинал,
усилиями мышц и сосудов поднимать возбуждающие вещества по
телу пока, наконец, те не достигали мозга.
В этот самый миг медитирующий йог и достигал предельного
экстаза("самадхи"). Адепты учения обычно предупреждали начи-
нающих, что, вместо религиозного экстаза по отношению к
представляемому божеству, йог может "сорваться" и испытать -
простой, чисто эротический экстаз(физиологически выражаясь -
"оргазм" и "эякуляцию"), по отношению... к этому божеству!
Забавно, но то что проделывают йоги в данном случае, в
действительности, отнюдь не упраженения для избранных. Факти-
чески подобный "духовный онанизм", "психическую самомастурба-
цию" - производил над собой любой человек, любого пола, осо-
бенно в "туманном детстве", когда истинные половые чувства
еще не поняты, а влечение к противопложному полу еще не раз-
вито. Для этого достаточо было ярко представить себе "объект
любви" и все прочие действия с ним.
Эротические сны, фактически - еще одна сторона этой же об-
ласти. Сексуально озабоченная "змея Кундалини" в этом плане
всегда с вами и всегда, подобно кобре, готова поднять голову.
8. Психо и эротика. Ситуация удержания себя часами в сос-
тоянии "наслаждения" с помощью поднятой "змеи Кундалини" у
йога необычайно сходна с ситуацией, когда "вещества наслажде-
ния" вырабатываются постоянной самостимуляцией с помощью
электрода, вживленного в мозг в "центр наслаждения" у... по-
допытной крысы!
Впервые отчетливо это было проделано в опытах Дж.Олдса и
П.Милнера в 1956 году(см.напр.Милнер П."Физиологическая пси-
хология". М.: Мир, 1973). Там лабораторная крыса, снабженная
педалькой самораздражения, нажимала ее, непреывно стимулируя
себя, многими часами.
Она не ела и пила, не обращала внимания ни на что, доводя
себя до полного истощения - лишь ради постоянно испытываемого
экстаза. Сенсационные эти опыты со временем, однако, стали
настолько рядовыми(йоги и журналисты об этом не знают), что
они введены даже в стандартный студенческий курс физиологи-
ческого эксперимента в медицинских вузах(см.напр. "Практикум
по физиологии". М.: Медицина, 1970, с.199-200).
У йога, увы, нет педальки самовозбуждения. И физически
длительно удерживать состояние "поднятой змеи Кундалини"
(фактически, постоянное насыщение мозга "веществами экста-
за"), удавалось, по счастью, весьма немногим, лишь особо впе-
чатлительным(внушаемым), предрасположенным с детства.
Впрочем, с приходом йоги у нас, такие упражнения стали,
"пробы ради", делать все кому ни лень. Правда, понимание йоги
оказалось у каждого свое. Любопытно, поэтому, здесь вспомнить
старую заметку "Невские йоги - кто они?" (г."Смена", Ленинг-
рад. 07-08. 07.1988):
"...Вы бы его видели, - с болью говорила жена, - худой
стал, ничего не ест. На меня и взглянуть боиться, говорит,
что и другой женщины ему не надо. Дескать половая энергия
длжны уходить через чакры(...), в Космос, для общения со Все-
ленной..."
К чему бы, однако, пришел такой йог-самоучка, если бы, все
ж, ему удалось "сосредоточиться" и "сконцентрироваться"?
И, тут-то, оказывается, что экстазы, пресловутое состояние
"самадхи", подъем "змеи Кундалини" - достигаются страшно.
Концентрируясь часами и днями на "выходе из макушки", йог как
бы запирает одни движения крови и отпирает(усиливает) другие.
Сосудисто-васкулярная регуляция при этом нарушается. Мозго-
вое кровообращение резко искажено. За счет этого йог начинает
видеть "божественный" свет, слышит звук, и вообще испытывает
эффекты, типичные при... солнечном ударе, подвешивании вниз
головой, даже при простом ударе палкой по голове, травмати-
ческом оглушении!
"Само собой разумеется, что этот страшный подъем, вызываю-
щий прилив крови, должен иметь фатальный исход, если он дове-
ден до конца, - писал великолепный знаток йоги, писатель Ро-
мен Роллан в книге "Жизнь Рамакришны"(см.напр.ж."Азия и Афри-
ка - сегодня", 1990.5, в "Собрании сочинений" эту повесть ра-
нее не помещали), - и на какой ступени ни остановиться, его
действие никогда не лишено опасности.
Рамакришна говорит о муравьях, бегающих с самого начала по
телу головы до ног. Он видит огненных мошек, светящиеся тума-
ны, расплавленный металл. Грудь краснеет и сохраняет кирпич-
но-красно-золотистый оттенок. Все тело горит. Во время
страстных экстазов в честь Кришны у Рамакришны выступают на
коже мельчайшие капельки крови..."
Многие "счастливцы" погибали от кровоизлияния в мозг, сам
Рамакришна погиб от рака горла, чему у него и его столь же
рано ушедшего ученика Вивекананды предшествовали горловые и
носовые кровотечения, кровоизлияния в глаза и тому подобное.
Так "змея Кундалини" карает и мтит тем, кто слишком часто к
ней обращается, ее беспокоит. Карает - не взирая на ранги,
талант и величие, потому что змея - есть змея...
|