ГЛАВА 28. МУЗЫКА И ЗМЕИ
1. При звуке шагов. Вопрос о слухе у змей, вопрос, как ни
странно, довольно деликатный и тонкий. Дело в том, что, по
мнению едва ли не всех "официальных" источников - учебников,
пособий, монографий, змеи, попросту - глухи! Глухи, т.е. не
слышат - ничего!
"...но при звуке шагов змейка тихо заструилась по песку,
словно умирающий ручеек, и с еле слышным металлическим звоном
неторопливо скрылась меж камней", - писал де Сент-Экзюпери в
свооей филосоофской сказке "Маленький принц".
Итак, "при звуке шагов" - змея уползла. Это означает, что
змеи - слышат. В сказке - "Да". Но, впрямь, слышат ли?
"В Индии, увидев однажды древесную змею, я застыл возле
нее, не шелохнувшись, и решил выяснить, как долго она сможет
сохранять позу измятой и перекрученной пружины - высохшей ли-
аны. - пишет великолепный знаток змей, доктор медицинскних
наук, член корреспондент АМН СССР, Ф.Ф.Талызин(Ядовитые жи-
вотные суши и моря. М.: Знание, 1970).
- Эта встреча происходила на юге страны, в Майсуере, где
полуденное солнце греет нещадно, и змея изнывала, вероятно,
от палящих лучей не меньше меня. Прошло немало времени, меня
уже жгля комары, а змея не шевелилась, и не выдавалва себя ни
единым движением. В конце концов, потеряв терпение, спустя
полчаса, я не выдержил и громко крикнул. В тот де миг змея
исчезла в ветвях дерева".
Итак, похоже, змея опять-таки, "что-то" услышала.
Автор этих строк так же не раз сталкивался со змеями, хо-
тя, по счастью, не так часто, как это могло бы быть. Однако
мне не раз приходилось видеть поспешно исчезающий змеиный
хвост где-либо за камнями, за кустами, или за стеной в таких
ситуациях, когда змея явно не могла до этого видеть появляю-
щегшося или приближающегося человека. А могла лишь слышать.
Если же считать, что "у змеи нет слуха", то единственное,
по чему она могла ориентироваться в таких случаях, это - по
вибрации локальных участков почвы(где сильнее, где слабее),
однако, это вибрационное чувство, фактически - тот же слух!
2. Ушей у змеи нет. Во всяком случае, у нее нет наружных
ушных раковин, весело торчащих вверх, как у кота или зайца.
Тем не менее, по крайней мере в многочисленных изображениях
средневековых "бестиариев"(от слова "бестия" - животное) все-
возможные змии, василиски, амфисбены, аспиды и ехидны изобра-
жались с отлично выполненными длинными приостренными ушами,
иногда, даже, в шерсти. Правда и сами "змеи" нередко риова-
лись двуногими, четвероногими или с крыльями в перьях.
"Органы слуха сильно ослаблены; наружного слухового от-
верстия нет вовсе, а среднее ухо сильно упрощено, - сообщает
"Жизнь животных"(т.4. Земноводные. Пресмыкающиеся. М.: Прос-
вещение, 1969). - Лишь внутреннее ухо развито достаточно пол-
но. Поэтому змеи очень плохо слышат звуки распространяющиеся
по воздуху, и в обычном смысле слова они почти глухи".
Итак, вопрос по-прежнему остался "темным". И если спросить
едва ли не любого биолога, то он в категорической форме зая-
вит, что змеи "ниечго не слышат", хотя, как видим, оговорки
"по воздуху" и "почти" в приведенной цитате - были.
Можно было бы бросить заниматься этим странным, на первый
взгляд, поиском, но, в таком случае останутся не понятыми в
своем удивительном "чародействе" десятки и сотни заклинателей
змей, с их дурацкими, вздутыми пузырем дудками.
"Они держат кобр в круглых плетеных корзинках, а перед
представлением снимают крышку с корзинки и дают кобре встать
в ее эффектной позе. - сообщает "Жизнь животных". - Играя на
духовом инструменте, заклинатель покачивается из стороны в
сторону в такт музыке.
Змея, конечно, не слышит музыки, поскольку у змей нет на-
ружного органа слуха, но она следит за человеком и не водит с
него взгляда, покачивается вслед за ним. У зрителей создатя
впечатление, что змея "танцует" под музыку. Опытные заклина-
тели приближаются к змее, долтрагиваются до нее лбом, целуют
ее губами в кончик носа и проделывают ряд других манипуляций.
Некоторые менее опытные заклинатели, не надеясь на свое
умение, обламывают у кобры ее ядовитые зубы..."
Примечательно, заклинатели в портовых городах по прглаше-
нию того или иного капитана могут принести с десяток кобр,
выпустить их на корабль, для ловли крыс, а спустя 3-4 часа -
собрать их обратно на берег, с помощью... все той же дудки!
Так - слышат ли змеи или, впрямь, глухи?!
3. Выглянуть из люка. Когда курящий человек попадет в нез-
накомую обстановку, в непривычную или малоприятную ситуацию,
он торопится закурить. Сигарета для него - "соломинка" спасе-
ния в этом царстве неведомого, это - "печка" от которой "тан-
цуют", начиная освоение чего-либо нового.
Нечто подобоне роисходит и с коброй. Для змеи, которая
преспокойно лежала в корзинке, и с корзинки этой сняли крыш-
ку, есть теперь только один выход - подняться навверх.
Кобра - это, по счастью, не та змея, которая затаивается в
темной глубине или опрометью толчком выбрасывается наружу, на
страх разбегающейся публике. Она, разумеется, обеспокоена,
встревожена, а то и - пугается.
Но, если ей только что не причинили боли или очевидных неу-
добств(точков, ударов, резких бросков и переворачиваний), то
она опднимается, словно очнувшаяся от сна королева, медленно,
постепенно и неуклонно.
Практически всякий раз кобра видит вокруг себя совершенно
НОВУЮ обстановку. Единствено, что для нее знакомо, это - края
корзины, из которой она выглядывает, словно танкист из люка.
И, вот тут-то для кобры важна психологическая "соломинка",
знакомая спасительная "сигарета", ей нужен знакомый вид и за-
пах(да, запах!) ее хозяина, "укротителя". И, вполне возмжно,
чем более его голова, плечи, лицо и головной убор напоминают
позу стоящей змеи, тем надежнее будет успокоение.
"Вид" - это не только "форма", но и "движение форм". Иными
словами, это - пантомимика, мимика, жестикуляция. Нет форм
без движения, нет движеняи без формы.
"Профессия "заклинателей" змей очень распространена в Ин-
дии, - пишет французский натуралист(цит. по Сб."Никто не лю-
бит крокодилов". М.: Известия, 1967). - Их часто можно видеть
в окружении многочисленных зевак. Единственое их оружие -
жесты. Если они работают "честно", то не удаляют у кобр ядо-
витых зубов. Что касается музыки, то она представляет собой
лишь сопровождение и к укрощению не имеет никакого отноше-
ния(на наш взгляд, вибрация от дудки важна - А.А.).
Лишь жесты заклинателя гипнотизируют змею, заставляя ее
следить тяжелым неподвижным взглядом за все убыстряющимся
ритмом и колебаться из стороны в сторону. Все это вызывает у
кобры головокружение, лишает способности ощущать свое положе-
ние в пространстве и оцениват расстояние до проивника. И ког-
да змея, оглушенная, полузасывает, некоторые смельчаки отва-
живаются поцеловать ее в морду, дотронуться языком до носа
или даже до ядовитых зубов".
Итак, французский автор вновь заостряет внимание на позе
заклинателя и его жестах. Насколько это важно?
4. Покрякать за компанию. Характерная поза приподнявшейся
змеи встречается, однако, не только при угрозе человеку. Точ-
но такую же позу различные змеи принимают в турнирных(обычно,
территориальных) столкновениях самцов, или же в брачном риту-
але самца(самцов) и самки.
Поэтому, подражая подобной же позе змеи и ее раскачивани-
ям(НЕ-направленным "от" или "к" змее, не провоцирующим ее)
можно добиться некоторых эффектов, змея начнет воспринимать
человека, существо или предмет, за "своего".
Подражание формы вставшей в Г-образную стойку змеи, проще
всего выполнить рукой, что иногда и делается аклинателем. При
работе человека с более безопасными животными, например с гу-
сями иди любыми другими длинношеими птицами подобный прием
довольно распространен, и, в популярных фильмах иногда можно
видеть довольно дурашливые "позирования" зоологов или, даже,
охотников, с приподнятой рукой с Г-образно согнутой кистью.
Один из пионеров "этологии", науки о поведении животных
автор замечательных работ, Конрад Лоренц, в книге "Кольцо ца-
ря Соломона" снабженной его же собственными, искрометными по
юмору, рисунками, рассказывал, как он применял этот прием с
осиротевшими утятами утки-кряквы, двигаясь на корточках, с
согнутой рукой-шеей, и покрякивая(цит. по М.: Знание, 1978):
"Так, скорчившись и крякая, я прогуливался в один прекрас-
ный день в компании своих утят по заросшему майской травой
лужку в возвышенной части своего сада. Я радовался послушанию
и точности, с какой мои утята в этот день вперевалочку следо-
вали за мной.
Когда я вдруг взглянул вверх, то увидел над оградой сада
ряд мертвенно-белых лиц: группа туристов стояла за забором и
со страхом таращила глаза в мою сторону. И не удивительно!
Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащил-
ся, скрючившись в виде восьмерки, вдоль луга, то и дело огля-
дывался через плечо и крякал, а утята, которые могли хоть
как-то объяснить подобное поведение, утята были скрыты от глаз
изумленной публики - высокой весенней травой!"
5. Змеи и акустика. За уточнениями по поводу змеиного слуха
желательно, разумеется, обратиться к более компетентному и
специальному источнику. Таким - можно считать пособие для би-
ологических факультетов университетов, сборник "Биоакусти-
ка"(М.: Высшая школа, 1975). Змеям там, правда, посвящено
совсем немного:
"Вопрос о слуховой чуствительности змей все еще остается
нерешенным, - так вдруг обрушивается целый ушат воды на жела-
ющего просветиться, - Отсутствие барабанной перепонки, связь
columella с верхней челюстью или квадратной костью, казалось
бы, дает возможность предположить, что у змей есть только
сейсмический слух.
Однако имеющиеся экспериментальные сведения обнаруживают
большие разногласия в выводах. В одном случае удалось отме-
тить изменеие дыхательного ритма у змей на звук трубы, в дру-
гом зарегистрировать ответную реакцию на сотрясения и звуки
ниже 43 гц. Четкая реакция на сотрясение отмечалась у многих
видов гремучих змей".
Исследовали не только чисто поведенческие(этологические) и
физиологические реакции(т.е. внутренние изменения - ритма
сердца, дыхания и пр.). Исследовали и биотоки в нервах, т.е.
нейрофизиологию:
"Отведение потенциалов действия(измерение вольтаха - А.А.)
от слухового нерва ужа также показало его высокую чувстви-
тельность к касаниям и вибрации, при полном отсутствии реак-
ции на звуки в воздухе. Не удалось также получить реакцию еще
у 19 видов змей в ответ на электрический звонок.
Однако отведением кохлеарных потенциалов(от "улитки" уха -
А.А.) было показано, что змеи, все-таки, способны восприни-
мать не только сотрясения, но и "воздушные" звуки, хотя и в
пределах очень узкого диапазона частот.
При отведении вызванных потенциалов(т.е. после стимуляции
- А.А.) от среднего мозга некоторых видов змей, были получены
ответы, имеющие вид одиночных спайков(импульсов - А.А.) или
медленных всплесков с большим латентным периодом.
При перевязке слухового нерва ответы исчезали. Звуки часто-
той 30-1000 гц вызывали ответ независимо от вибраций субстра-
та(почвы, пола - А.А.). Чувствительность к высоким звукам
оказалась очень невысокой, но при стимуляции средними и низ-
кими частотами пороги падали до 40 децибел".
6. Глухи или нет? Итак, классическая картина - сидящий на
корточках заклинатель с его дудкой. И все те же рассуждения -
"слышат" ли змеи или нет. Увы, когда речь заходит о "слухе у
змей", то здесь, независимо от авторитета и ранга вашего со-
беседника следует быть осторожным. Будь то - академик, доктор
наук, кандидат наук или старший наукчный сотрудник, он мо-
жет(а чаще всего так и бывает) безапелляционно заявить: "Змеи
глухи! Змеи не слышат!"
А отсюда - соответствующие "выводы", в частности, по пово-
ду "факиров" с их дудками, по поводу колдунов с их созывающим
"свистом" и многими другими чисто цирковыми номерами совре-
менного "экзотического" зарубежья и далекой давности.
О том, что "змеи глухи" Вы можете прочесть в Интернете, в
научно-популярных журналах, в научных статьях и вообще во
многих достаточно "просвещенных" местах. И, в то же время, в
том же самом "Интернете", в почти тех же(или - тех же) науч-
но-популярных журналах Вы можете прочесть достаточно противо-
воложные вещи, если не мнения, то, по крайней мере - случаи,
которые свидетельствуют об обратном, а имено, о том, что
что-то "со слухом" у змей может, все-таки, быть.
7. Пауки почти как змеи. Чтобы оценить ситуацию со змеями,
можно обратиться за аналогией к существам, про которых, "нап-
рямую" так же не скажешь, есть ли у них слух, или - нет, Это
- пауки.
"Можно выманить паука из его укрытия, если постучать сте-
бельком травы по краешку паутины, - пишет биолог Роберт Бер-
тон("Чувства животных". М.: Мир, 1972). - Паук тотчас ыскаки-
вает и бежит к центру паутины, а затем поворачивается к ис-
точнику вибрации и подбегает у нему - увы, лишь только для
того,чтбы узнать, как его одурачили.
Вначале паук реагирует на вибрацию, но окончательно он
распознает свою добычу с помощью зрения и обоняния. Известно,
что неодушевленные объекты он вырезает из паутины и они пада-
ют вниз. Пауки нападают не на всякий источник вибрации, их
интересует только вибрации определеннго диапазона частот".
В конце 20-х годов ХХ века американский натуралист
У.Т.Берроуз изучал поведение пауков, жиших на веранде его до-
ма. Пауки этого вида плели круговую аутину. Прикрепив тонкую
щетинку к язычку электрического звонка,Берроуз получил регу-
лируемый вибратор, который использовал, чтобы выяснить, как
реагирует аук на колебания паутины с раличной частотой.
"Большие пауки отзывались на колебания с частотой 24...300
Гц, - пишет Р.Бертон. - Именно с такой частотой бьют крыльями
некоторые насекомые, например, комнатные мухи, попав в сеть.
Пауки меньшего размера, как выяснилось, чувтвительны к коле-
баниям более высоких частот(от 100 до 500 Гц),т.е. к более
частым движениям крыльев насекомых, меньших по размеру".
"Пока еще не понятно, - замечает Бертон, - почему высоко-
частотые вибрации и даже хлопание в ладоши пугают пауков..."
Очевидно, нечто очень похожее происходит и со змеями.
8. Слух, но не тот. Пресмыкающиеся считаются и являются
более высокой ступенью относительно амфибий - земноводных,
среди которых огромное число видов лягушей и жаб славится
своей "музыкальностью", особенно в брачный период. У лягушек
есть великолепный слух и они привлекают друг друга звуковыми
сигналами. Поэтому, когда даже в научных кругах, начинают
всерьез рассуждать, что змеи - глухи, то это выглядит доволь-
но странно и, честно говоря, неубедительно.
Да, все-таки змеи слышат. Правда, это понятие и выражение
не стоит абсолютизировать - разные виды змей в силу разной
своей анатомии "слышат" довольно-таки по-разному. Звук, расп-
ространяющийся по разным средам - по воздуху, в воде или по
твердой почве - это "разные", различные, хотя бы по своему
проводящеме каналу звуки, или, скорее - вибрации.
Одни звуки, и впрямь - можно ощутить лишь специализирован-
ным органом слуха, ухом. Другие, например: в воде - костями
черепа. третьи - ощутить через покровы всего тела, резонирую-
щими легкими, пустым кишечником, полостями черепной коробки и
грудной клетки, даже - полостями сердца.
Например, по мнинию одного известного герпетолога США, гре-
мучие змеи - глухи. Однако, другие исследователя слух обнару-
живали(цит. по кн.В.П.Гермасимов."Рыбы. Земноводные. Пресмы-
кающиеся". М.: 1962):
"Слышат змеи плохо, и, по-видимому не так как ящерицы. Опы-
ты на молодыми гремучими змеями показали, что реакция на зву-
ки разной частоты зависит от того, переаются ли они через
воздух или через почву. Через воздух эти змеи воспринимают
звуки низкой частоты(86 колебаний в секунду), а через почву -
высокой 344 колебания в секунду)".
Итак, сами змеи слышат, все-таки, в целом неважно, хотя, в
определенном диапазоне, возможно, несколько лучше. Однако,
звук может быть усилен за счет ряда обстоятельств или, напри-
мер, технических устройств. И здесь, в акустическом плане
крайне любопытны корзинки заклинателей, в которых, как прави-
ло, сидят "танцующие" кобры, из которых они поднимаются и
возле которых(что важно) совершают свой танец...
Это емкости из плотного сухого, "звонкого" прутка, тесно
сплетенного. Они довольно стандартны по своим форме и разме-
рам и явно могут играть роль... своеобразного "резонатора"!
Точно такого резонатора, роль которого играет "бандура"(кор-
пус) струнного инструмента - гитары, мандолины, балалайки,
скрипки или контрабаса. Получается, что корзинки - вогнутые
"зеркала", только не оптические: а - акустические.
Если принять такую точку зрения, то далее, что забавно, бу-
дет логично принять и другое - приподнимаясь выше или ниже
кобра как бы "регулирует" производимый инструментом заклина-
теля(дудкой) резонанс, а ее шкура и кишечник играют роль сво-
еобрзной "струны", натянутой на тело-"деку"!
9. "...Внезапно послышался какой-то новый звук, нежный и
тихий, словно выравалась из котла тонкая струйка пара, -
рассказывает неизменный спутник детектива Шерлока Холмса, в
его приключениях, "первый" судмедэксперт, доктор Ватсон. в
рассказе "Пестрая лента"(А.Конан-Дойл. Соб.сочинений. т.1.
М.: Изд."Правда", 1966). - И в то же мгновение Холмс вскочил,
чиркнул спичкой и яростно хлестнул своей тростью по шнуру.
- Вы видите ее, Уотсон? - проревел он. - Видите?
Но я ничего ен видел. Пока Холмс чиркал спичкой, я слышал
тихий отчетливый свист, но внезапный яркий свет так ослепил
мои утомленные глаза, что я не мог ничего разглядеть и не по-
нял, почему Холмс так яростно хлещет тростью. Однако я успел
заметить выражение ужаса и отвращения на его мертвенно-блед-
ном лице".
Холмс разглядел при вспышке спички "Пеструю ленту", круп-
ную змею, болотную гадюку, начавшую спускаться по отверстию
шнура для звонка. Именно свистом преступник "...звал змею об-
ратно, чтоы ее не увидели на рассвете рядом с жертвой".
Итак, в художественной литературе писатель Артур Ко-
нан-Дойль использовал змею для криминального сюжета. При этом
в качестве управления змеей преступником был избран... свист!
Но, свист, это - звук. Звук надо как-то слушать и чем-то
слышать. А слышат ли - змеи?
Претендуя на документальность создательница такого своеоб-
разного учения, как "теософия"(ею улеался даже отец Джавахар-
лала Неру), беспокойная путешественница и писательница
Е.П.Блаватская, в 15-й главе одной из своих книг, озаглавлен-
ной как "Приключения в Бирме, Сиаме и Китае", пишет так:
"В Тринкемальском округе змеи дважды чуть не укусили ав-
тора, причем один раз я чуть не села на хвост змеи. Однако
оба раза заклинатель, которого мы наняли в качестве проводни-
ка, своим свистом останавливал змей почти у самого моего те-
ла. Змеи застывали, как пораженные молнией, медленно опуская
головы, под действием слов, произносимых заклинателем".
Итак, Блаватская так же упоминает о "свисте".
10. Шум помогает не только отпугнуть, но и отловить змей.
"Шумовой" метод издавна применяют, например профессиональ-
ные змееловы на змееферме, отстроенной в 1977 году недалеко
от Митхо(провинция Тьензянг, Вьетнам) В небольшой но крайне
любопытной заметке "К змеям - с барабаном" корресондент
Е.Ленг описывает этот процесс так(цит. по г.Сельская Жизнь,
21.05.1990):
"Лишь меньшая часть "питомцев" серпентария живет в клетках
и бассейнах. Большинство змей обитают в условиях, максимально
приближенных к естественным. Отведенное им поле, поросшее вы-
сокой травой, занимает сорок гектаров.
Его обнесли забором, подготовили бетонные норы для кобр и
других змей. Эти "домики" имеют секрет: их крышки легко сни-
маются. Когда приходит пора сбора "урожая" змееиного яда,
сотрудники серпентария, соблюдая все меры предосторожности,
начинают двигатья по кромке поля, производя максимум шума.
Для этого используются барабаны, гонги, консервные банки.
Почувствовав опасность, пресмыкающиея заползают в норы. И
тогда самые опытные змееловы "берут" их, что называется "го-
лыми руками"..."
Читая, то тут, то там, особенности работы восточных змее-
ловов и их объяснения, очень часто убеждаешься, насколько
бессмысленна дискуссия о том, слышат змеи или нет, вообще, и,
в частности, визгливые вопли дудок на сеансах индийских зак-
линателей змей.
Лишний раз это рояснили и сами же индийцы. Одно из тщатель-
ных исследований, как раз накануне восточного Года-Змеи-1989
провел профессиональный дрессировщик змей Рахман Бхвапали
Танчалан(г.Гвалияр, Индия).
Имея в своем распоряжении двадцать крупных кобр, в том
числе несколько "королевских", он, в своих узыкальных опытах
выяснил некоторые сообенности отношения змей к тем или иным
видам музыки(см.напр. г.Советская Россия, 15.10.1988):
"Ставя свои опыты дрессировщик использовал различную музы-
ку: от народных индийских мелодий(в основном, танцевальных),
до современного джаза и рок-музыки. Чаще всего он работает со
своей любимицей - королевской коброй Нагайна("наги" - лю-
ди-змеи, в мифах Древней Индии - А.А.).
Результаты его исследований показали, что:
1) Тихая и мелодичная индийская музыка заставляет Нагайну
медленно подниматься из корзины и плавно раскачиватьс в такт
музыке, находясь как бы в полу-сне.
2) Громкая джазовая музыка беспокоит Нагайну так, что она
раздувает свой "капюшон".
3) Оглушительные и резкие звуки "металлического" рока при-
водят змею в состояние сильнейшего возбуждения. Находясь в
корзине, она становится на хвост и делает быстрые угрожающие
движения".
Разумеется, "логически" и "психологически" более правильно
все-таки выражаться в более общем плане: что змеи, не "слы-
шат" звук, а "ощущают" звук. Но - суть все же останет преж-
ней - змеи способны на звук реагировать. А это - главное.
|