ГЛАВА 02. ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОРЧИК.
Совсем не хотелось бы быть против "чьего-то" палеовизита
и, тем более, мы не против гипотезы о палеовизите. Но жизнь
расставляет все не так, как хотелось бы. Да, мы до последне-
го дня верили в джунгли на Венере, зачитываясь "Планетой
бурь" писателей-фантастов А.П.Казанцева и "Страной багровых
туч" молодых тогда еще А.Н.и Б. Н.Стругацих.
Мы свято верили в каналы и города на Марсе, в тощеногих
селенитов на Луне, описанных еще Гербертом Уэллсом. Но разо-
чарование и действительность скосили нас как серпом. Полеты
всевозможных "Марсов", "Венер", "Маринеров", "Пионеров",
"Викингов" - извергли фантастическую поэтику, утвердив жест-
кую научную прозу.
Выяснилось, что температура распрекрасной планеты Венеры
достигает +467 С, так, что кадмий, свинец, цинк, не говоря
уж про ртуть и олово, должны быть там - в расплавленном сос-
тоянии. Давление чудовищное - окло 90 атмосфер, как в балло-
не для газовой сварки. Ласковые облачка, манящие голубизной,
состоят, в основном, оказывается, из капелек концентрирован-
ной серной кислоты. Что и говорить, приятный дождичек...
Неплохо оказалось и на Марсе. Знаменитых искусственных ка-
налов, открытых астрономом Скиапарелли(Италия) - как не бы-
ло. Вместо них - гигантские грабены, хребты, разломы, мно-
жество вулканических и метеоритных кратеров. Они-то и слива-
лись в телескопе в неясные пятна и полосы.
Ландшафт, порой, как в пустыне Сахара: песок, дюны, оди-
ночные каменные глыбы. Атмосфера невероятно разреженная(как
на Земле, на высоте 30 км) и на 95% из углекислого газа. Си-
ла тяжести почти в три раза(0,38) меньше земной, поэтому и
горы, соответственно, получили возможность сформироваться
почти в три раза выше земных, скажем, вулкан Олимп достигает
24.100 метров! Попробуй, покарабкайся!
Заветное солнышко далеко, с горошинку, поэтому зимой прох-
ладно, от -43 до -103 С.
Летом - "теплее", от -53 С до + 22 С, почти "комнатная"
температура. На южном полюсе, правда, бывает до -139 С, там
может даже самопроизвольно конденсироваться углекислый газ,
образуя "сухой лед", неистощимую базу для мороженщиков. Пить
- почти нечего, поесть, видимо, тоже, а значит, какая уж там
"жизнь", "внеземной разум", "космическая цивилизация", по
крайней мере, по нашим понятиям...
Но, тогда мы, "космически молодые", бедные опытом и вос-
торженные разумом, ничего этого не знали, а потому - отчаян-
но верили. Космические расстояния от планеты до планеты ка-
зались ничтожными, как от села до села, а космические полеты
- чем-то вроде детской туристской вылазки за город.
Вряд ли нынешние поколения студентов и школьнков, понато-
ревших в электронике и с детства привыкших к калькуляторам и
компьютерам, могут полностью представить себе всю наивность
энтузиастов 50-60-х годов, с их постоянными логарифмическими
линейками в кармане и первыми телевизорами.
Но это имено эти энтузасты своей малограмотностью как раз
и породили "бум" и миф пришельцелогии и эНЛОнавтики. Впро-
чем,вряд ли нынешние поколения, более увлеченные добычей
"баксов" ныне увлекутся подобными вещами и толком поймут,
что же случилось в те годы.
------------------------------------------------------------
¦ Рис.4. Только сейчас мы с достаточной ясностью видим,
¦ сколь примитивны и легкомысленны были наши пресдтавления о
¦ космической технике будущего. А, когда-то, художники-фана-
¦ тасты рисовали ядерные космические корабли, стартующие где
¦ -нибудь прямо посреди многолюдного города. Воистину, бла-
¦ жен, кто верует!
L-----------------------------------------------------------
Чтобы хотя бы чуть-чуть проникнуться той атмосферой, при-
ведем отрывочек из типичной фантастической повести тех лет о
космических полетах, в частности, на Марс. Нет, речь идет не
об всемирно известной "Аэлите" А.Н.Толстого. Это другая, ма-
лоизвестная повесть тех лет, Б.Анибал, "Моряки Вселен-
ной"(цит.по ж."Знание-Сила", 1940.3). Итак, посадка на Марс!
" - Садимся? - спросил Кедров, развертываясь над развали-
нами.
- Надо искать площадку, - ответил Лукин. - Тут завязнешь!
Площадку нашли километрах в пяти к востоку от развалин.
Это красное большое поле с воздуха казалось твердым и ров-
ным. Кедров несколько раз пролетел над ним, изучая грунт, и,
под очень пологим углом, на минимальной скороскти, пошел на
посадку. Звездолет коснулся почвы, сделал скачок и пошел
прыгать и бить хвстом по жесткому грунту.
- Шасси!... - закричал Лукин, держась за поручень и мота-
ясь от толчков из стороны в сторону.
Кедров, вцепившись в штурвал, трясся в пилотском кресле.
Наконец звездолет остановился.
- Все! - сказал Кедров вставая. - Я никогда еще так плохо
не садился...
Все вещи в кабине были разбросаны, ящики раскрыты. Тут и
там валялись скафандры, теплая одежда, мешки с провизией,
карты. Кабина была еще герметически закрыта, и, по-прежнему
ритмично постукивали аппараты по очистке воздуха и выработке
кислорода. Можно ли было открывать люк и без скафандров
опуститься из звездолета?
Ответ на это должны были дать мыши. Они тихо сидели в
клетке, поблескивая бсеринками глаз. Наружный термометр и
барометр лопнули при посадке..."
Как видим, научно-техническая организация полета была,
мягко говоря, "на нуле". Техники безопасности попросту не
существовало. Второпях звездолетчики даже забыли выпустить
"шасси". Но... исследователи торопились "исследовать". Они
беспощадно выкинули на улицу бедных мышат.
" - Живы? - спросил Кедров, в свою очередь ложась к иллю-
минатору.
- Живы, - ответил Лукин, - а вдруг, подохнут?"
Но, мышки-звездолетчики, к счастью, "не подохли". Тогда,
на радостях, нисколько не заботясь об возможно опасной мик-
робиологической флоре и фауне атмосферы, исследователи, нич-
тоже сумняшеся, открутили люк и... вылезли наружу - покурить
"самокруточки" на свежем марсианском воздухе!
"Небритые, с красными глазами, усиленно дыша, они стояли
окло своего корабля и молча поглядывали друг на друга...
...Там и сям на фюзеляже и крыльях змеились тонкие черные
царапины, может быть это были следы космических лучей. Одно
из выхлопных сопел, сделанное из прессованного угля, лопну-
ло..."
Что и говорить, натурализм - полный. Впрочем, не будем
смеяться, подобные, высокохудожественные "описания" фигури-
руют и во вполне современных научно-фантастических рассказах
и, впоследствии будут не менее смешны.
Меж тем, писатель-фантаст, это, увы, не просто причудливый
сказочник с извращенной фантазией, а, как-никак - впереди
иджущий и вперед смотрящий. Но именно узкие взгляды некото-
рых тогдашних фанатстов во многом определили и определяют ту
атмосферу, в которой приходится работать реальным ученым.
А меж тем на Марсе дело шло вовсю:
"Солнце садилось, становлилось холодно. Лукин нарубил ве-
ток кустарника, исцарапав руки о его колючки и зажег кос-
тер... В сгустившихся сумерках они сидели на голом поле чу-
жой планеты и тихо разговаривали.
К ночи стало так холодно, что спать пришлось в спальных
мешках..."
Хорошо, хоть, писатель-фантаст "прихватил" для незадачли-
вых астронавтов - теплые спальные мешки! О том, насколько,
до мелочей, должна быть отработана межпланетная экспедиция,
думали, поначалу, лишь конструкторы реальных космических ко-
раблей. Меж тем в "народных массах" как-то ненавязчиво сло-
жился и укоренилдся стойкий стереоптип атрибутов космическо-
го полета, стереотип, который,в дальнейшгем, не мудрствуя
лукаво, приписали и возможным залетным инопланетянам:
1) После космического перелета звездолет "рпишельцев" обя-
зательно весь грязный, потрепанный и ржавый, от него отвали-
ваются куски обшивки, которые можно обнаружить;
2) Звездолет гремит, изрыгая пламя и дым. За ним тянется
шлейф, пугающий первобытных людей, представляющийся им хвос-
том дракона.
3) Звездолет "устало" плюхается на чужую планету как брев-
но и такие следы "посадки" легко можно обнаружить. Он должен
иметь обтекаемую форму(модную в фантастических рисунках 50-х
годов), иметь крылышки-стабилизаторы, иллюминаторы побольше
и входной люк поменьше.
4) На инопланетном пришельце-исследователе должен быть
громоздкий скафандр, наподобие тяжелого водолазного снаряже-
ния, времен ЭПРОНа 30-х годов и огромный шлем, с завинчиваю-
щимся иллюминатором, обязательно с лихо торчащей "антенно-
йи"(можно - двумя, для гарантии), бачок-ранец для кислорода
и "продуктов обмена", за спиной и здоровенный ботинки с риф-
леной подошвой.
5) Наконец, чтобы окончательно облегчить "опознание", кос-
мический пришелец должен быть обязательно "человекообразен",
иметь благочестивый облик, "тонкие длинные пальцы"(почему-то
у всех "космических пришельцев" они именно такие) выражаться
звуками и жестами, обладать "человеческим" образом мышления.
Поскольку этот "джентельменский набор" возник еще в 50-е
годы нашего столетия, то бедняги-инопланетяне вынуждены были
надолго довольствоаться уровнем тогдашней техники. Точнее,
представлений дилетантов об этой технике. Ибо в небе, сек-
ретно, летала уже техника совсем другая. Но, об этом, впро-
чем - и совсем другой разговор.
Умиленно глядя в розовощекие картинки "светлого будущего",
скажем, в книге "Путешествие в завтра"(В.Захарченко, 1952),
где трясущийся от натуги ракетоплан, гремя и дымя, несется
через весь густонаселенный город, по длиннющему "разгонно-
му" трамплину, для "прыжка в космос", писатель-фантаст,
должно быть и не подозревал, какие гнусные разговоры ведут
жители придуманного им города.
- Хулиганье! - громко возмущалась какая-нибудь домохозяйка
сверхнего этажа, костеря на чем свет стоит, заветный космос,
ракетопланы и космическую эпоху. - Не успеешь белье выве-
сить, как опять эти ракетчики прлоетят и напачкают! Никакого
сладу с этими атсролетчиками!
- И не говорите, - подхватывала другая, в модном платье из
прозрачной полиэтиленовой пленки. - Моего Игорька чуть заи-
кой не сделали, так вчера шарахнули!
- На Марс, должно... - солидно вставлял дядя Федя,
300-летний долгожитель и пенсионер межгалактического значе-
ния, в прошлом - космический ассенизатор. - Каналы копать.
Аккурат, Колька у меня вчерась лопату стибрил...
А над рощей пластиковых тополей, клубисто дымя, набирал
высоту очередной звездоплан...
Но, вернемся, однако, к палеовизиту. Получив упомянутый
список "признаков" инопланетного вторжения, корабля, инопла-
нетянина и иже с ними, ретивые фантасты и энтузиасты кину-
лись искать упомянутые признаки во всевозможных рисунках,
статуэточках, легендах и преданиях.
Последнее было особенно важно. Ведь залетныеинопланетя-
не(ежели они, подлые, все-таки - были), естественно, призем-
лялись, гуляли парочками, устраивали веселые пикники и зеле-
ные стоянки. В эту чудную беззаботную пору их и могли
"застукать" наши мохнатые допотопные предки.
- Эге! - говорил один небритый предок другому небритому
предку и тыкал того в мохнатый бок суковатой дубиной. - Гля-
дикось! Никак, опять - "пришельцы"!
- Они, родимые! - радостно отзывался второй, догладывая
ногу последнего, не успевшего попасть в "Красную Книгу", пе-
щерного медведя. - Из космосу, интеллигенция!
Улыбчивые чистенькие пришельцы, срывая цветочки, меж тем
подходили все ближе и ближе.
- Здоров, ребята! - говорил пришелец приветливо на чистей
шем первобытном языке. - Ну, как существуем?
- Мыслим, значит - существуем! - мрачно цитировал Декарта
будущий "гомо сапиенс" и приценивался "собрату по разуму" по
избыточно разумной маковке.
- Жарко тут у Вас, - сетовал пришелец, доверчиво снимая
бронированный гермошлем и присаживаясь на мшистый кремневый
камушек. - Вы рисовать умеете? Запечатлейте-ка нас, для по-
томков. Это Вам пригодится, в ХХ-м веке, в гипотезе "палео-
визита" и "палеоконтакт"...
В ответ звучал громовой удар дубиной, после чего, как и
просили, один предок "запечатлевал" на стене пещеры - друго-
го предка, на туше инопланетянина, как охотника с ценным
трофеем.
Что ж, возможно все происходило именно так, возможно, чу-
точку иначе. Во всяком случае, к сожалению, нам, современным
людям, подчас трудновато догадаться, что же хотел изобразить
первобытный художник на стене своей холодной пещеры?
В этом смысле "пришельцелюбы" поставили себя в очень ком-
фортные, попросту льготные условия, сразу "заказывая музы-
ку" согласно пожеланию: Вот этот круг на стене пещеры обоз-
начает звездолет! А вот эта фигурка с круглой головой -
космонавт в шлеме! А это не перья в башке, а - явные антен-
ны! А это копье - не копье,а - лазер!
И, действительно, как порой трудно доказать, что это - не
совсем так...
|