КИНОПЛАНЕТЯНЕ НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ | Back | Next | Begin |





ГЛАВА 02. ДЖЕНТЛЬМЕНСКИЙ НАБОРЧИК. Совсем не хотелось бы быть против "чьего-то" палеовизита и, тем более, мы не против гипотезы о палеовизите. Но жизнь расставляет все не так, как хотелось бы. Да, мы до последне- го дня верили в джунгли на Венере, зачитываясь "Планетой бурь" писателей-фантастов А.П.Казанцева и "Страной багровых туч" молодых тогда еще А.Н.и Б. Н.Стругацих. Мы свято верили в каналы и города на Марсе, в тощеногих селенитов на Луне, описанных еще Гербертом Уэллсом. Но разо- чарование и действительность скосили нас как серпом. Полеты всевозможных "Марсов", "Венер", "Маринеров", "Пионеров", "Викингов" - извергли фантастическую поэтику, утвердив жест- кую научную прозу. Выяснилось, что температура распрекрасной планеты Венеры достигает +467 С, так, что кадмий, свинец, цинк, не говоря уж про ртуть и олово, должны быть там - в расплавленном сос- тоянии. Давление чудовищное - окло 90 атмосфер, как в балло- не для газовой сварки. Ласковые облачка, манящие голубизной, состоят, в основном, оказывается, из капелек концентрирован- ной серной кислоты. Что и говорить, приятный дождичек... Неплохо оказалось и на Марсе. Знаменитых искусственных ка- налов, открытых астрономом Скиапарелли(Италия) - как не бы- ло. Вместо них - гигантские грабены, хребты, разломы, мно- жество вулканических и метеоритных кратеров. Они-то и слива- лись в телескопе в неясные пятна и полосы. Ландшафт, порой, как в пустыне Сахара: песок, дюны, оди- ночные каменные глыбы. Атмосфера невероятно разреженная(как на Земле, на высоте 30 км) и на 95% из углекислого газа. Си- ла тяжести почти в три раза(0,38) меньше земной, поэтому и горы, соответственно, получили возможность сформироваться почти в три раза выше земных, скажем, вулкан Олимп достигает 24.100 метров! Попробуй, покарабкайся! Заветное солнышко далеко, с горошинку, поэтому зимой прох- ладно, от -43 до -103 С. Летом - "теплее", от -53 С до + 22 С, почти "комнатная" температура. На южном полюсе, правда, бывает до -139 С, там может даже самопроизвольно конденсироваться углекислый газ, образуя "сухой лед", неистощимую базу для мороженщиков. Пить - почти нечего, поесть, видимо, тоже, а значит, какая уж там "жизнь", "внеземной разум", "космическая цивилизация", по крайней мере, по нашим понятиям... Но, тогда мы, "космически молодые", бедные опытом и вос- торженные разумом, ничего этого не знали, а потому - отчаян- но верили. Космические расстояния от планеты до планеты ка- зались ничтожными, как от села до села, а космические полеты - чем-то вроде детской туристской вылазки за город. Вряд ли нынешние поколения студентов и школьнков, понато- ревших в электронике и с детства привыкших к калькуляторам и компьютерам, могут полностью представить себе всю наивность энтузиастов 50-60-х годов, с их постоянными логарифмическими линейками в кармане и первыми телевизорами. Но это имено эти энтузасты своей малограмотностью как раз и породили "бум" и миф пришельцелогии и эНЛОнавтики. Впро- чем,вряд ли нынешние поколения, более увлеченные добычей "баксов" ныне увлекутся подобными вещами и толком поймут, что же случилось в те годы. ------------------------------------------------------------ ¦ Рис.4. Только сейчас мы с достаточной ясностью видим, ¦ сколь примитивны и легкомысленны были наши пресдтавления о ¦ космической технике будущего. А, когда-то, художники-фана- ¦ тасты рисовали ядерные космические корабли, стартующие где ¦ -нибудь прямо посреди многолюдного города. Воистину, бла- ¦ жен, кто верует! L----------------------------------------------------------- Чтобы хотя бы чуть-чуть проникнуться той атмосферой, при- ведем отрывочек из типичной фантастической повести тех лет о космических полетах, в частности, на Марс. Нет, речь идет не об всемирно известной "Аэлите" А.Н.Толстого. Это другая, ма- лоизвестная повесть тех лет, Б.Анибал, "Моряки Вселен- ной"(цит.по ж."Знание-Сила", 1940.3). Итак, посадка на Марс! " - Садимся? - спросил Кедров, развертываясь над развали- нами. - Надо искать площадку, - ответил Лукин. - Тут завязнешь! Площадку нашли километрах в пяти к востоку от развалин. Это красное большое поле с воздуха казалось твердым и ров- ным. Кедров несколько раз пролетел над ним, изучая грунт, и, под очень пологим углом, на минимальной скороскти, пошел на посадку. Звездолет коснулся почвы, сделал скачок и пошел прыгать и бить хвстом по жесткому грунту. - Шасси!... - закричал Лукин, держась за поручень и мота- ясь от толчков из стороны в сторону. Кедров, вцепившись в штурвал, трясся в пилотском кресле. Наконец звездолет остановился. - Все! - сказал Кедров вставая. - Я никогда еще так плохо не садился... Все вещи в кабине были разбросаны, ящики раскрыты. Тут и там валялись скафандры, теплая одежда, мешки с провизией, карты. Кабина была еще герметически закрыта, и, по-прежнему ритмично постукивали аппараты по очистке воздуха и выработке кислорода. Можно ли было открывать люк и без скафандров опуститься из звездолета? Ответ на это должны были дать мыши. Они тихо сидели в клетке, поблескивая бсеринками глаз. Наружный термометр и барометр лопнули при посадке..." Как видим, научно-техническая организация полета была, мягко говоря, "на нуле". Техники безопасности попросту не существовало. Второпях звездолетчики даже забыли выпустить "шасси". Но... исследователи торопились "исследовать". Они беспощадно выкинули на улицу бедных мышат. " - Живы? - спросил Кедров, в свою очередь ложась к иллю- минатору. - Живы, - ответил Лукин, - а вдруг, подохнут?" Но, мышки-звездолетчики, к счастью, "не подохли". Тогда, на радостях, нисколько не заботясь об возможно опасной мик- робиологической флоре и фауне атмосферы, исследователи, нич- тоже сумняшеся, открутили люк и... вылезли наружу - покурить "самокруточки" на свежем марсианском воздухе! "Небритые, с красными глазами, усиленно дыша, они стояли окло своего корабля и молча поглядывали друг на друга... ...Там и сям на фюзеляже и крыльях змеились тонкие черные царапины, может быть это были следы космических лучей. Одно из выхлопных сопел, сделанное из прессованного угля, лопну- ло..." Что и говорить, натурализм - полный. Впрочем, не будем смеяться, подобные, высокохудожественные "описания" фигури- руют и во вполне современных научно-фантастических рассказах и, впоследствии будут не менее смешны. Меж тем, писатель-фантаст, это, увы, не просто причудливый сказочник с извращенной фантазией, а, как-никак - впереди иджущий и вперед смотрящий. Но именно узкие взгляды некото- рых тогдашних фанатстов во многом определили и определяют ту атмосферу, в которой приходится работать реальным ученым. А меж тем на Марсе дело шло вовсю: "Солнце садилось, становлилось холодно. Лукин нарубил ве- ток кустарника, исцарапав руки о его колючки и зажег кос- тер... В сгустившихся сумерках они сидели на голом поле чу- жой планеты и тихо разговаривали. К ночи стало так холодно, что спать пришлось в спальных мешках..." Хорошо, хоть, писатель-фантаст "прихватил" для незадачли- вых астронавтов - теплые спальные мешки! О том, насколько, до мелочей, должна быть отработана межпланетная экспедиция, думали, поначалу, лишь конструкторы реальных космических ко- раблей. Меж тем в "народных массах" как-то ненавязчиво сло- жился и укоренилдся стойкий стереоптип атрибутов космическо- го полета, стереотип, который,в дальнейшгем, не мудрствуя лукаво, приписали и возможным залетным инопланетянам: 1) После космического перелета звездолет "рпишельцев" обя- зательно весь грязный, потрепанный и ржавый, от него отвали- ваются куски обшивки, которые можно обнаружить; 2) Звездолет гремит, изрыгая пламя и дым. За ним тянется шлейф, пугающий первобытных людей, представляющийся им хвос- том дракона. 3) Звездолет "устало" плюхается на чужую планету как брев- но и такие следы "посадки" легко можно обнаружить. Он должен иметь обтекаемую форму(модную в фантастических рисунках 50-х годов), иметь крылышки-стабилизаторы, иллюминаторы побольше и входной люк поменьше. 4) На инопланетном пришельце-исследователе должен быть громоздкий скафандр, наподобие тяжелого водолазного снаряже- ния, времен ЭПРОНа 30-х годов и огромный шлем, с завинчиваю- щимся иллюминатором, обязательно с лихо торчащей "антенно- йи"(можно - двумя, для гарантии), бачок-ранец для кислорода и "продуктов обмена", за спиной и здоровенный ботинки с риф- леной подошвой. 5) Наконец, чтобы окончательно облегчить "опознание", кос- мический пришелец должен быть обязательно "человекообразен", иметь благочестивый облик, "тонкие длинные пальцы"(почему-то у всех "космических пришельцев" они именно такие) выражаться звуками и жестами, обладать "человеческим" образом мышления. Поскольку этот "джентельменский набор" возник еще в 50-е годы нашего столетия, то бедняги-инопланетяне вынуждены были надолго довольствоаться уровнем тогдашней техники. Точнее, представлений дилетантов об этой технике. Ибо в небе, сек- ретно, летала уже техника совсем другая. Но, об этом, впро- чем - и совсем другой разговор. Умиленно глядя в розовощекие картинки "светлого будущего", скажем, в книге "Путешествие в завтра"(В.Захарченко, 1952), где трясущийся от натуги ракетоплан, гремя и дымя, несется через весь густонаселенный город, по длиннющему "разгонно- му" трамплину, для "прыжка в космос", писатель-фантаст, должно быть и не подозревал, какие гнусные разговоры ведут жители придуманного им города. - Хулиганье! - громко возмущалась какая-нибудь домохозяйка сверхнего этажа, костеря на чем свет стоит, заветный космос, ракетопланы и космическую эпоху. - Не успеешь белье выве- сить, как опять эти ракетчики прлоетят и напачкают! Никакого сладу с этими атсролетчиками! - И не говорите, - подхватывала другая, в модном платье из прозрачной полиэтиленовой пленки. - Моего Игорька чуть заи- кой не сделали, так вчера шарахнули! - На Марс, должно... - солидно вставлял дядя Федя, 300-летний долгожитель и пенсионер межгалактического значе- ния, в прошлом - космический ассенизатор. - Каналы копать. Аккурат, Колька у меня вчерась лопату стибрил... А над рощей пластиковых тополей, клубисто дымя, набирал высоту очередной звездоплан... Но, вернемся, однако, к палеовизиту. Получив упомянутый список "признаков" инопланетного вторжения, корабля, инопла- нетянина и иже с ними, ретивые фантасты и энтузиасты кину- лись искать упомянутые признаки во всевозможных рисунках, статуэточках, легендах и преданиях. Последнее было особенно важно. Ведь залетныеинопланетя- не(ежели они, подлые, все-таки - были), естественно, призем- лялись, гуляли парочками, устраивали веселые пикники и зеле- ные стоянки. В эту чудную беззаботную пору их и могли "застукать" наши мохнатые допотопные предки. - Эге! - говорил один небритый предок другому небритому предку и тыкал того в мохнатый бок суковатой дубиной. - Гля- дикось! Никак, опять - "пришельцы"! - Они, родимые! - радостно отзывался второй, догладывая ногу последнего, не успевшего попасть в "Красную Книгу", пе- щерного медведя. - Из космосу, интеллигенция! Улыбчивые чистенькие пришельцы, срывая цветочки, меж тем подходили все ближе и ближе. - Здоров, ребята! - говорил пришелец приветливо на чистей шем первобытном языке. - Ну, как существуем? - Мыслим, значит - существуем! - мрачно цитировал Декарта будущий "гомо сапиенс" и приценивался "собрату по разуму" по избыточно разумной маковке. - Жарко тут у Вас, - сетовал пришелец, доверчиво снимая бронированный гермошлем и присаживаясь на мшистый кремневый камушек. - Вы рисовать умеете? Запечатлейте-ка нас, для по- томков. Это Вам пригодится, в ХХ-м веке, в гипотезе "палео- визита" и "палеоконтакт"... В ответ звучал громовой удар дубиной, после чего, как и просили, один предок "запечатлевал" на стене пещеры - друго- го предка, на туше инопланетянина, как охотника с ценным трофеем. Что ж, возможно все происходило именно так, возможно, чу- точку иначе. Во всяком случае, к сожалению, нам, современным людям, подчас трудновато догадаться, что же хотел изобразить первобытный художник на стене своей холодной пещеры? В этом смысле "пришельцелюбы" поставили себя в очень ком- фортные, попросту льготные условия, сразу "заказывая музы- ку" согласно пожеланию: Вот этот круг на стене пещеры обоз- начает звездолет! А вот эта фигурка с круглой головой - космонавт в шлеме! А это не перья в башке, а - явные антен- ны! А это копье - не копье,а - лазер! И, действительно, как порой трудно доказать, что это - не совсем так...


Next
Hosted by uCoz