ЗАКЛИНАТЕЛЬСКИЙ СЛОВАРИК | Back | Next | Begin |

.



  

           НАВОЗ. Некоторые рассказы про русских колдунов, про их уме-
         ние "напускать змей",  например, на двор обидчика и т.п., ве-
         роятно основаны на использовании такого простого секрета, как
         скрытое  подбрасывание на нужное место крупной змеиной кладки
         вместе с крупным куском преюего теплого навоза, который игра-
         ет роль естественного инкубатора.
           В книге "Советы натуралисты-любителю"(М.: 1966), И.Сосновс-
         кий, например, пишет про обыкновеного ужа:
           "Во время яйцекладки самки ужей нредко заползают в конюшни,
         хлева,  на скотные дворы, где имеется много навоза и отклады-
         вают там яйца.
            В 1935  году в районе станции Петушки Горьковского направ-
         ления железной дороги, я жил в доме лесника. В коровнике, под
         слоем навоза мне удалось обнаружить целый "клад" ужиных яиц -
         около 2200 штук.  Если считать, что одна самка в среднем отк-
         ладывает 20 яиц, то, значит, здесь почти одновременно собира-
         лось более 10 самок. Это подтверждалось и тем, что зародыши в
         яйцах были примерно на одинаковых стадиях развития".
            Нетрудно представить,  сколько маленьких ужей может  полу-
         читься при  удачном сочетании обстоятельств.  Появление сотен
         змей, пусть даже неядовитых сочли бы за подлинное колдовство!
НАРКОТИКИ. Для работы со змеями иногда применяются добытые из трав наркотики. Змею могут "опоить" и тогда она становится медлительной и малоподвижной. При встречее в природных усло- виях на нее могут брызнуть аналогичным веещством, отчего змея вскоре делается вялой и ее берут буквально голыми руками.
НАШАТЫРЬ. При опасности внезапного контакта со змеями луч- ше носить с собой что-либо типа газового баллончика или пис- толета, как это практикуется в некоторых туристических фир- мах, демонстрирующих туристам экзотических животных в тропи- ческих заповедниках и заказниках. Змеи очень чувствительны к резким запахам и, при отсутс- твии для них опасности, скорее предпочтут убраться восвояси, нежели нападать. Такой рецептор, как орган Якобсона, который постоянно "тестирует" вещества, приносимые раздвоенным змеи- ным язычком из воздуха, очень чувствителен даже к отдельным молекулам, не говоря уже о плотной "газовой атаке". Теорети- чески, змея может даже "потерять сознание" при этом Поэтому, при невозможности обзавестись газовым баллончи- ком, желательно иметь с собой небольшой пузырекнашатырного спрта, который, разлагаясь, выделяет едкий аммиак и хорошо ощутим даже человеком. "Опрыскивание места водой, в которой разведен нашатырь, - одно из средств прогнать от него змей, - писал еще знаменитый врач древности Абу Ади ибн Сина(Авиценна, 980-1037), в своей книге "Канон врачебной науки"(т.4. Ташкеент, 1980). - Горчица убивает змей. Если положить горчицы на дороге змеи, она укло- нится от нее. Если постящийся человек плюнет змее в рот, осо- бенно, держа во рту нашатырь, это один из способов ее убить".
ОЖИВЛЕНИЕ ЗМЕИ. Свойства змеиного тела, свойства змеиной шкуры позволяли покаывать некоторые специфические трюки, на- поминающие известные ныне "фокусы с веревками". Например, ыпустив змею и дав змее проползти некоторое вре- мя "маг" отрубал сам или кто-то ей голову, бросал в предвари- тельно показанный горшок или корзину, а затем вынимал целую змею. Более того, на тело змеи можно было нанести предвари- тельно, метку. Секреты трюк могли быть различны. Змею можно было подме- нить любыми способами, вплоть до ыпукания второй зеи из рука- ва. Но, можно было воспользоваться и другим. На голову "глав- ной" змее надевался чулочек из муляжа головы змеи или же только что натягивалсь снятая шкура с головой убитой змеи. Перерубание "шеи" делалось так чтобы не задеть голову "главной" змеи - срубалась только голова-муляж. Аналогично мог быть "отрублен" и хвост, если "колпачок хвоста" был пред- варительно надет на змею сзади. Змея оказывалась - "целой".
ОРУЖИЕ ЗМЕИНОЕ. Змеи использовались и как оружие. В горш- ках их забрасывали из катапульт. Их прибивали на щит. Ими размахивали те, кто обладал иммунитетом от яда. Змей попуска- ли тайком в дома к тому, кого нужно было убить - отравить как в рассказе про Шерлока Холмса "Пестрая лента" или - задушить, как в древней истории со жрецом Лаокооном, вспротивившемя против "Троянского коня" ввозимого в Трою, и даже ткнувшего этого коня своим копьем(в коне сидели воины с Одиссеем).
ПИТОН. Питоны и удавы отнюдь не безопасны для человека, как нередко утверждается. Так, в апреле 1998 на Филиппинах питон сожрал ребенк. Малеький Рауль Бакальчо отдыхал в спаль- не в доме его семьи расположенном в деревушке Букал в южной провинции Кавите. Судя по всему, в этот-то момент в комнату забрался огром- ный питон и пообедал малышом. Мать мальчика Марианн Липос со- общила полиции что она была на кухне когда услышала что ребе- нок заплакал. Войдя в комнату проверить в чем дело, она не нашла ребенка. Однако она увидела как из дома выполз питон, который скрылся в лесу. Ни змеи ни останки пропавшего мальчика найден не были. По- казательно, что за три месяца до этого на Филиппинах убили питона внутри которого нашли недавно пропавшего 32-летнего крестьянина. (по сообщению агенства GoNet.ru).
ПОГАДКА. Зубы змеи не позволяют жевать добычу, она глотает ее целиком. Однако до анального отверстия многие продукты просто не доходят, змея извергает их лобратно, отрыгивает. Обычно это - остатки шкурки и костей. Подобные высохшие ос- татки называются "погадки", они очень характерны для "ягодояд- ных" птиц и в изобилии встречаются по заборам и крышам.
ПОСОХ АСКЛЕПИЯ. На многих изображениях и статуях античной Греции фигурует бог целительства Асклепий(Эскулап, Эскулапий) с посохой, который, снизу вверх обвивает довольно внушитель- ная змея. Восходящая вверх спираль спокойной змеи стеляющейся вдоль посоха бога-целителя символизировала возрождение жизни и жиз- ненности, время, "текущее вверх" - к солнцу, свету, здоровью. В то же время, заметим, взвивающаяся спираль злобной змеи в алхимии выражали - смертоносность такого вещества как мышьяк и его соединения. Однако, в отличие от современных художников-символистов древние вынуждены были воплощать символы "материально". Иными словами врач или жрец, изображающий Асклепия, должен был иметь в руках посох красочно обкрученный живой, но неподвиж- ной змеей. Нетрудно понять, что удержаться на посохе("оси времени") реальной, не символической змее было бы сложновато, хотя, разумется, змеи легко вползают даже по виноградной лозе. Поэтому можно предполагать, что "для выходов" готовили специальный "театральный" посох - змею попросту приклеивали на толстую палку, оставляя свободной лишь голову!
ПОСОХ МОИСЕЯ. В известной библейской легенде о пророках Моисее и Аароне, мудрецы эти бросили вои посохи и те обрати- лись в змей. То же, впрочем, произвели "своею мудростию", жрецы, окружавшие фараона, который ничему особо не удивлялся. Трюк подобный делали и в более поздние времена. Он прост, как все великое. Опытные змееловы и заклинатели знают некото- рые точки на теле змеи(обычно, в районе головы), поволяющие обездвижить змею, ввести ее в состояние "каталепсии", так, что она вытягивается, словно плотная палка("посох"). Более простой способ - "опоить" змею, вплюнув ей через камышинку или бамбуковую трубочку жеваный мак(фактически, настойка опия),либо что-либо подобное. Далее змея обмазывается грязью и превращается в посох. В известной же легенде был применен, вероятно, великолепный тонкий нильский ил, применяемый и врачами, для опознания вос- палений, поскольку ил этот мгновенно высыхает только на более горячих воспаленных участках тела.. Трюк подобный видел в Афганистане замечательный знаток фо- кусов, известный в 50-60-е годы иллюзионист Алли-Вад, описав- ший его, наряду со многими другими номерами в великолепно ра- зоблачительной, воистину "страшной" для современных мистиков, книге "От магов древности до иллюзионистов наших дней"(Вадимов А.А.,Тривас М.А. М.: Исусство, 1966). Заметим, что обмазанный грязью сурок, макака, а то и голый ребенок, "замаскированные" в куче глины у трюкача-искусника могли служить основой легенды о создани "голема", своеобраз- ного глиняного "робота", вылепленного на глазах зрителей и выполняющего приказы требовательного хозяин "чудодея".
ПОЦЕЛУЙ КОБРЫ. В существующих в странах Юго-Восточной Азии "Храмах Змей" для туристов нередко демонстрируется танец жри- цы и "змеиный поцелуй". Стоит, однако обратить внимание, чтобы жрицы действуют как заправские "торреадорки", отводя удары змеиной головы разма- шистыми движениями юбки, а то и прсто - ноги. Выждав, когда змея утомится, жрица быстрым движением наклоняется и, четко соблюдая математически точный расчет(змея наносит удар свер- ху-виз-вперед) каается губами лба "набычившейся" змеи. Уличные заклинатели рискуют выполнять подобные трюки прямо на улице, сидя рядом со змеей.
ПРУЖИННАЯ ЗМЕЯ. В некотрых фильмах змеи, появляющиеся, например, из кувшина, показаны - явно искусственые, это пру- жинные или пневматические змеи(явно искусственной, как шланг, является - огромная кобра охраняющая сокровища в известном фильме "Маугли"). Принцип такой мог быть и, наверняка исполь- зуется и ныне некоторыми "заклинателями", когда, среди насто- ящих змей опасный номер показывается с... куклой-змеей!
ПРЫЖОК. Если змея не слишком знакома, и явно угрожает, ши- пит и делает выпады в вашу сторону, то лучше от нее отойти прочь. Несмотря на успокаиващие речи некоторых пособий, жзненные ситуации складываются очень по-разному и змея спо- собна сделать прыжок в сторону человека. Примером таких дейс- твий может быть поведение неядовитого желтобрюхого полоза. Зоолог Я.А.Цингер в книге "Очерки о животных нашей стра- ны"(М.: МОИП, 1951) пишет: "Чрезвычайно подвижный и быстрый желтобрюх очень злобен. При преследовании он, свернувшись в спираль, делает рехкий скачок и село бросаетя на врага, в том числе и на человека, сильно при этом кусая. Вполне понятно, что в народе сложилась о нем молва, как об очень опасной змее. Всякого рода рассказы об огромных "удавах" встречающихся у нас на Кавказе и в степ- ной полосе, относятся имено к этой змее".


Next