ЗАКЛИНАТЕЛЬСКИЙ СЛОВАРИК | Back | Next | Begin |

.



  

            РАНКИ ОТ УКУСА. Заклинатель, расчитывающий на богатый бак-
         шиш может показать,  что змея его кусает.  Это рискованно,  но
         так делают.  Впрочем,  возможен и обман.  Дав "беззубой" змее
         показательно "клюнуть" себя в  руку,  заклинатель  "от  боли"
         схватиывает ее другой рукой, а затем демонстрирует две крова-
         вые точки.
            Причиной их появления "укуса" могут быть...  два шипа,  на
         внутренней стороне кольца, если таковое есть на пальце!
РВОТНОЕ ДЛЯ ЗМЕИ. Некоторые эпизоды, отраженные, например, в античных беральфах и фресках, настолько реалистичны, что наводят на мысль о подлинности ряда событий. Так, совершенно явно то, что в древности крупные удавы, "драконы", всесторон- не применялись, и, в частности, для охраны(например, дракон, охраняющий яблоню в саду Гесперид). Крупные змеи-охранники явно очень ценились. Поэтому весьма закономерно и логично смотрится черно-красный круглый килик, где изображена неблюдающая богиня Афина и огромный дракон из- вергающий из пасти... мифического героя - Ясона! Богиня не стала использовать свои "божественные" возможнос- ти - убивать огромную змею, взрезать ей живот, а затем ожив- лять заново. Она повела себя чисто по-человечески(т.е. в лице богини Афины год за годом выступали различные жрицы). Трудно сказать, как чувствовал себя Ясон, но, во всяком случае, лягушки, извергнутые ужом через 15-20 минут, а то и позже, после заглатывания - чувствуют себя вполне бодро.
РУКА ВСПУХШАЯ. Во время своего небольшого представления не- которые заклинатели змей показывают укус змеи в руку, которая затем начинает синеть и пухнуть, однако, с помощью некоих ое- карств, молитв(мантр) или икон(янтр) затем вновь возвращается к жизни и прежнеу виду. Возможно, что иные фокусники и впрямь, рискуют рукой, од- нако, как ясно из некоторых примеров, куда более доступен способ простой перетяжки заранее накинутой на руку веревочной петли, один из концов которой привязан к ноге или, например, к неподвижному внешнему предмету(дереву, стене и пр.). Петлю незаметно под рукавом стягивают или распускают по своему усмотрению, вызывая тем самым эффектное "омертвление" и распухание, якобы от яда, и, потом - оживление, после при- нятия рекламируемого "лекарства".
РОЖКИ. В ряде случае, наряду с кобрами, заклинатели змей, особенно в африканских странах, любят демонстрировать доволь- но эффектных рогатых гадюк, на голове которых в район глаз торчат совобразные защитные приспособления головы и глаз - рожки, которые, возможно, способствуют и копанию почвы и, как сигнальные флажки точат из песка. Однако, если рожки кажутся коротковаты, догадливые хитрецы приклеивают змеям эффектные дополнения... иглы дикобра- за(см.напр."Жизнь животных" т.4. Просвещение, 1969)!
СВЕТЯЩАЯСЯ ЗМЕЯ. Практически любое тело, - рыба, лодка, человек, плывуший в тропическом море, у тех берегов, где в изобилии светящиеся планктонные организмы(типа мельчайших "ночесветок") начанают светиться в темной воде, поскольку движение возбуждает свечение. Светятся и морские змеи, их движение и охота в таком случае хорошо видны в воде. На суше так же могут встречаться светящиеся животные или растения. Иногда это может быть связано с электризацией ат- мосферы, с "огнями Святолго Эльам", тогда, например, у быков начинают светиться рога, а у высоко летящих птиц(например, ворона) наблюдали светящийся клюв, светятся верхушки кустов и отдельных растений. Иногда свечение связано с химическими особенностями, это - биолюминесценция, характерная для свет- ляков, гнилушек, некоторых грибов и т.п. Змея, проползшая по таким участкам и испачкавшись, так же может начать светиться. В Европе, после открытия фосфора и фосфоресцирующих красок немало использовали свечение в салон- ных фокусах или в мистических ритуалах некоторых тайных об- ществ. Использовались и змеи. В таком случае их попросту обма- зывали фосфоресцирующей краской.
СВЕТЯЩАЯСЯ ВЕРЕВКА-ЗМЕЯ. В программе послевоенного немец- кого фокусника Каланага(Г.Шрейбер) среди всевозможных мисти- ческих трюков, типа "светящиеся скелеты", была и "танцующая веревка-змея", гда в темноте "оживала", словно кобра - толс- тая светящаяся веревка, вокруг которой мелькали светящиеся руки, проводящие то тут, то там, подчеркивая тем, что веревка нигде не привязана(Вадимов А.А., Тривас М.А. "От магов древ- ности, до иллюзионистов наших дней". М.: искусство, 1966). Здесь, по-видимому была использована относительно простая техника "кукольного театра", где в веревку-марионетку были вправлены бусы, где в каждой из бусин было несколько отверс- тий. Натяжение упругих нитей приводило к приподниманию верев- ки и ее "танцу". Сам трюк "ожившие веревки" появился в Индии. Имя же упомянутого иллюзиониста "Каланаг", означает -"черная змея"
СВИСТ. Змеи очень чувствительны к вибрации почвы, но крайне слабо реакгируют на звуки. Тем не менее, как показано специальными исследованиями биоакустиков, у некоторых видов змей существуют небольшие диапазоны повышенной чувствитель- ности. Вероятно именно знание и умение "входить" издаваемым звуком в подобный диапазон - можно привлечь для объяснения некоторых старых сообщений о "чудесах" русских таежных колду- нов или индийских заклинателей, привлекающих или разгоняющих змей (вспомните рассказ "Пестрая Лента" из серии про сыщика Шерлока Холмса). Любопытно, что: например, что создательница теософии, пи- сательница Е.П.Блаватская, в главе одной из своих книг("Прик- лючения в Бирме, Сиаме и Китае") пишет так: "В Тринкемальском округе змеи дважды чуть не укусили ав- тора, причем один раз я чуть не села на хвост змеи. Однако оба раза заклинатель, которого мы наняли в качестве проводни- ка, своим свистом останавливал змей почти у самого моего те- ла. Змеи застывали, как пораженные молнией, медленно опуская головы, под действием слов, произносимых заклинателем". Тихий свист упоминается и про русских колдунов, приманиваю- щих змей. При этом "свист", видимо, идавался не только ртом. и губами, но и взмахиваием особого прута.
СЛЕД "ДРАКОНА". Относительно небольшая змея может оставлть достаточно крупный след, след "монстра", особенно на сухом песке, где змеям перемещаться довольно трудно, из-за чего она совершает много "лишних" движений. В ряде лучаев чрезмерно крупный след связан с проглоченной добычей из-за чего змея перемеается с еще большими усилиями. В этот момент"сытые" толстые змеи становятся легкой добычей хищников, например, барсуков.
СЛУХ. Чтобы не вдаваться в бесполезный спор, слышат змеи или нет(для этого у нас была целая глава), ответим так - слы- шат, но отнюдь не в том диапазоне, что человек, и слышат ско- рее "телом", то есть крайне чувствительны к вибрациям почвы, пола, ствола дерева, мгновенно ориентируясь, откуда приближа- ется неприятель или добыча. У змей, фактически, отсутствуют голосовые сигналы(только шипение и стучание хвостом, или "погремушкой"), а это отчетливый, признак того, что слухом в брачных отношениях змеи не особо пользуются. Тем не менее, например, вьетнамские ловцы змей издавна применяют типично "загонную систему", используя гонги, бара- баны и прочие ударные предметы(см.напр. "К змеям с барабаном, г.Сельская жизнь, 21.05.1989).
СНОТВОРНОЕ ДЛЯ ЗМЕЙ. Определенные травы, дымы благовоний, настойки трав - одуряют змей, одурманивают, усыпляют. В при- роде змеи, по-вижимому избегают подобных мест. Тем не менее о снотворном для змей упомиается еще в мифе про "Золотое руно", где Ясон усыпляет дракона(удава-охранника) настойкой из трав. В итоге, выражаясь словами Овидия, "глаза, не ведавшие прежде сна, сомкнулись в дремоте". Согласно мифу, храбрый Ясон - забрал золотое руно и убрался восвояси.
СПАСАЮЩИЕ ОТ ЗМЕЙ. Ближе к нашим дням, при изобилии турис- тов в некоторых странах Северной Африке(Алжире, Египте, Ма- рокко и пр.) развился своеобразный местный бизнес. Змею, перекрасшенную "под ядовитую" - подбрасывали в дом несмышленых белых, а потом - "отважно" отлавливали, естест- венно, за опрежеленную денежную плату. Для Египта такую ситу- ацию описал, например, писатель Лоуренс Грин.
СУНДУК СО ЗМЕЯМИ. В сказках разных народов, в сказочных фильмах и мультфильмах, в исторических описаниях выступлений не- которых древних "магов" иногда приводится трюк, где, после показа сундука с сокровищами, сундук закрывается, а при сле- дующем открываении из сундуа выпрыгивают жабы и лягушки, ле- зут во все сторону копашашиеся змеи, а сам сундук полон бо- лотной грязи или навоза. Трюк подобный крайне прост и основан на одном из любимей- ших приемов жуликов всех времен и народов - на двойном дне, а, точнее, на двойной крышке сундука, со специальнйо выпадаю- щей вставкой(в XIX веке нечто подобное делали в сеансах спи- ритов, демонстрируя "письма духов", якобы "с того света"). В момент показа сверкающих сокровищ(желтое золото эффектно при оранжевом пламени свечей и факелов) змеи, ящерицы, навоз - уже содержатся в двойной крышке сундука, которая обычно от- кидывается так, чтобы не привлечь внимания зрителей толщиной своей внутреней стенки. Когда сундук закрывается, вставка из крышки падает в сун- дук, плотно закрывается собой сокровища. Теперь достаточно вновь приподнять крышку и раздраженные падением змеи вмиг за- шипят и поднимут головы, содавая эффект многрочисленности и "заполненности" сундука, а всполошившиеся лягушки запрыгают прочь! Что же касается жижи и навоза, то они - были только сверху, сокровища преспокойно полеживали внизу. Для пущего же устрашения и эффекта в грязь могли щедро до- бавить... нефть! Тогда, при виде змей, оброненный "в ужасе" факел заставлял вспыхнуть неистовым костром все "нечистое" хозяйство, побуждая зрителей к бегству прочь от ужасного мес- та, и лишний раз убеждая в "могущественности" хорошо подгото- вивщегося к спектаклю колдуна! Правда, змеи, разумееется, по- гибали в "адском" пламени.
ТАНЕЦ. Покачивающиеся движение кобры, стоящей "на хвосте" и приподнявшейся из крзинки, иногда называют змеиным танцем. Парные "змеиные танцы", с типчно приподнятой передней полови- ной тела, в более выраженном их виде, можно наблюдать в тер- риториальных спорах между двумя самцами(например, у амери- канских гремучих змей), или между самцом и самков(как, ска- жем,у гюрз). У кобры стойка означает предострежение. Повора- чиваясь, то одной, то другой стороной, она демонстрирует "оч- ки"(у очковой кобры) или "корону"(у королевской). В обычном же смысле слова большинство змей глуховаты и, приподнимясь из корзины(служащей, видимо, как резонатор), ре- агируют, очевидно, на вибрацию ее прутьев, возникающую при звучании дудки заклинателя. Знакомый запах заклинателя(змея высовывает язычок, проверяя) и его характерная фигура успока- ивают змею и она начинает покачиваться в такт его движениям. Важный момент - плечи и голова заклинателя имеют те же очертания, что голова над расширенным капюшоном кобры, отчего можно полагать, что змея принимает заклинателя "за кобру", подобно тому, как, например, гусята принимали известного зо- лога Конрада Лоренца, так же - "за своего гуся".
ТЯГЛОВЫЕ ЗМЕИ. В целом ряде древнегреческих мифов, на мно- гочисленных скульптурах,барельефах, картинах,фресках,геммах - можно видеть мифических героев, богов и богинь, которые ис- пользуют змей - в качестве... транспорта! Например, у Цереры, у Медеи, у Сатурна "драконами"(так, согласно Авиценне называ- ли удавов) запряжена колесница или же некий странный помост, напоминающий плоский плотик с небольшими бортиками. Вероятно, античные художники не кривили душою. Удавы пре- восходно плавают и способны тащить за собой лодку или плот. Жрецы и жрицы, для эффектных храмовых "выездов" могли и впрямь использовать огромных прирученных змей и крокодоилов!
УДАВ НА ШЕЕ. Не следует думать, что эффектный по окраске не ядовитый удав, пусть даже небольшой - не опасен. Мало то- го, что он может сильно и больно укусить. Он может попрос- ту... задушить. Так это случились в 2000 году с одним наза- дачливым заклинателем змей, когда змею, видимо, кто-то из зрителей незаметно ущипнул или уколол. Удав тут же стянул свои кольца на шее хозяина, а перепуганная публика, разумеет- ся и не подумала придти на помощь!


Next