РАНКИ ОТ УКУСА. Заклинатель, расчитывающий на богатый бак-
шиш может показать, что змея его кусает. Это рискованно, но
так делают. Впрочем, возможен и обман. Дав "беззубой" змее
показательно "клюнуть" себя в руку, заклинатель "от боли"
схватиывает ее другой рукой, а затем демонстрирует две крова-
вые точки.
Причиной их появления "укуса" могут быть... два шипа, на
внутренней стороне кольца, если таковое есть на пальце!
РВОТНОЕ ДЛЯ ЗМЕИ. Некоторые эпизоды, отраженные, например,
в античных беральфах и фресках, настолько реалистичны, что
наводят на мысль о подлинности ряда событий. Так, совершенно
явно то, что в древности крупные удавы, "драконы", всесторон-
не применялись, и, в частности, для охраны(например, дракон,
охраняющий яблоню в саду Гесперид).
Крупные змеи-охранники явно очень ценились. Поэтому весьма
закономерно и логично смотрится черно-красный круглый килик,
где изображена неблюдающая богиня Афина и огромный дракон из-
вергающий из пасти... мифического героя - Ясона!
Богиня не стала использовать свои "божественные" возможнос-
ти - убивать огромную змею, взрезать ей живот, а затем ожив-
лять заново. Она повела себя чисто по-человечески(т.е. в лице
богини Афины год за годом выступали различные жрицы).
Трудно сказать, как чувствовал себя Ясон, но, во всяком
случае, лягушки, извергнутые ужом через 15-20 минут, а то и
позже, после заглатывания - чувствуют себя вполне бодро.
РУКА ВСПУХШАЯ. Во время своего небольшого представления не-
которые заклинатели змей показывают укус змеи в руку, которая
затем начинает синеть и пухнуть, однако, с помощью некоих ое-
карств, молитв(мантр) или икон(янтр) затем вновь возвращается
к жизни и прежнеу виду.
Возможно, что иные фокусники и впрямь, рискуют рукой, од-
нако, как ясно из некоторых примеров, куда более доступен
способ простой перетяжки заранее накинутой на руку веревочной
петли, один из концов которой привязан к ноге или, например,
к неподвижному внешнему предмету(дереву, стене и пр.).
Петлю незаметно под рукавом стягивают или распускают по
своему усмотрению, вызывая тем самым эффектное "омертвление"
и распухание, якобы от яда, и, потом - оживление, после при-
нятия рекламируемого "лекарства".
РОЖКИ. В ряде случае, наряду с кобрами, заклинатели змей,
особенно в африканских странах, любят демонстрировать доволь-
но эффектных рогатых гадюк, на голове которых в район глаз
торчат совобразные защитные приспособления головы и глаз -
рожки, которые, возможно, способствуют и копанию почвы и, как
сигнальные флажки точат из песка.
Однако, если рожки кажутся коротковаты, догадливые хитрецы
приклеивают змеям эффектные дополнения... иглы дикобра-
за(см.напр."Жизнь животных" т.4. Просвещение, 1969)!
СВЕТЯЩАЯСЯ ЗМЕЯ. Практически любое тело, - рыба, лодка,
человек, плывуший в тропическом море, у тех берегов, где в
изобилии светящиеся планктонные организмы(типа мельчайших
"ночесветок") начанают светиться в темной воде, поскольку
движение возбуждает свечение. Светятся и морские змеи, их
движение и охота в таком случае хорошо видны в воде.
На суше так же могут встречаться светящиеся животные или
растения. Иногда это может быть связано с электризацией ат-
мосферы, с "огнями Святолго Эльам", тогда, например, у быков
начинают светиться рога, а у высоко летящих птиц(например,
ворона) наблюдали светящийся клюв, светятся верхушки кустов и
отдельных растений. Иногда свечение связано с химическими
особенностями, это - биолюминесценция, характерная для свет-
ляков, гнилушек, некоторых грибов и т.п.
Змея, проползшая по таким участкам и испачкавшись, так же
может начать светиться. В Европе, после открытия фосфора и
фосфоресцирующих красок немало использовали свечение в салон-
ных фокусах или в мистических ритуалах некоторых тайных об-
ществ. Использовались и змеи. В таком случае их попросту обма-
зывали фосфоресцирующей краской.
СВЕТЯЩАЯСЯ ВЕРЕВКА-ЗМЕЯ. В программе послевоенного немец-
кого фокусника Каланага(Г.Шрейбер) среди всевозможных мисти-
ческих трюков, типа "светящиеся скелеты", была и "танцующая
веревка-змея", гда в темноте "оживала", словно кобра - толс-
тая светящаяся веревка, вокруг которой мелькали светящиеся
руки, проводящие то тут, то там, подчеркивая тем, что веревка
нигде не привязана(Вадимов А.А., Тривас М.А. "От магов древ-
ности, до иллюзионистов наших дней". М.: искусство, 1966).
Здесь, по-видимому была использована относительно простая
техника "кукольного театра", где в веревку-марионетку были
вправлены бусы, где в каждой из бусин было несколько отверс-
тий. Натяжение упругих нитей приводило к приподниманию верев-
ки и ее "танцу". Сам трюк "ожившие веревки" появился в Индии.
Имя же упомянутого иллюзиониста "Каланаг", означает -"черная
змея"
СВИСТ. Змеи очень чувствительны к вибрации почвы, но
крайне слабо реакгируют на звуки. Тем не менее, как показано
специальными исследованиями биоакустиков, у некоторых видов
змей существуют небольшие диапазоны повышенной чувствитель-
ности. Вероятно именно знание и умение "входить" издаваемым
звуком в подобный диапазон - можно привлечь для объяснения
некоторых старых сообщений о "чудесах" русских таежных колду-
нов или индийских заклинателей, привлекающих или разгоняющих
змей (вспомните рассказ "Пестрая Лента" из серии про сыщика
Шерлока Холмса).
Любопытно, что: например, что создательница теософии, пи-
сательница Е.П.Блаватская, в главе одной из своих книг("Прик-
лючения в Бирме, Сиаме и Китае") пишет так:
"В Тринкемальском округе змеи дважды чуть не укусили ав-
тора, причем один раз я чуть не села на хвост змеи. Однако
оба раза заклинатель, которого мы наняли в качестве проводни-
ка, своим свистом останавливал змей почти у самого моего те-
ла. Змеи застывали, как пораженные молнией, медленно опуская
головы, под действием слов, произносимых заклинателем".
Тихий свист упоминается и про русских колдунов, приманиваю-
щих змей. При этом "свист", видимо, идавался не только ртом.
и губами, но и взмахиваием особого прута.
СЛЕД "ДРАКОНА". Относительно небольшая змея может оставлть
достаточно крупный след, след "монстра", особенно на сухом
песке, где змеям перемещаться довольно трудно, из-за чего она
совершает много "лишних" движений. В ряде лучаев чрезмерно
крупный след связан с проглоченной добычей из-за чего змея
перемеается с еще большими усилиями. В этот момент"сытые"
толстые змеи становятся легкой добычей хищников, например,
барсуков.
СЛУХ. Чтобы не вдаваться в бесполезный спор, слышат змеи
или нет(для этого у нас была целая глава), ответим так - слы-
шат, но отнюдь не в том диапазоне, что человек, и слышат ско-
рее "телом", то есть крайне чувствительны к вибрациям почвы,
пола, ствола дерева, мгновенно ориентируясь, откуда приближа-
ется неприятель или добыча. У змей, фактически, отсутствуют
голосовые сигналы(только шипение и стучание хвостом, или
"погремушкой"), а это отчетливый, признак того, что слухом
в брачных отношениях змеи не особо пользуются.
Тем не менее, например, вьетнамские ловцы змей издавна
применяют типично "загонную систему", используя гонги, бара-
баны и прочие ударные предметы(см.напр. "К змеям с барабаном,
г.Сельская жизнь, 21.05.1989).
СНОТВОРНОЕ ДЛЯ ЗМЕЙ. Определенные травы, дымы благовоний,
настойки трав - одуряют змей, одурманивают, усыпляют. В при-
роде змеи, по-вижимому избегают подобных мест. Тем не менее о
снотворном для змей упомиается еще в мифе про "Золотое руно",
где Ясон усыпляет дракона(удава-охранника) настойкой из трав.
В итоге, выражаясь словами Овидия, "глаза, не ведавшие
прежде сна, сомкнулись в дремоте". Согласно мифу, храбрый
Ясон - забрал золотое руно и убрался восвояси.
СПАСАЮЩИЕ ОТ ЗМЕЙ. Ближе к нашим дням, при изобилии турис-
тов в некоторых странах Северной Африке(Алжире, Египте, Ма-
рокко и пр.) развился своеобразный местный бизнес.
Змею, перекрасшенную "под ядовитую" - подбрасывали в дом
несмышленых белых, а потом - "отважно" отлавливали, естест-
венно, за опрежеленную денежную плату. Для Египта такую ситу-
ацию описал, например, писатель Лоуренс Грин.
СУНДУК СО ЗМЕЯМИ. В сказках разных народов, в сказочных
фильмах и мультфильмах, в исторических описаниях выступлений не-
которых древних "магов" иногда приводится трюк, где, после
показа сундука с сокровищами, сундук закрывается, а при сле-
дующем открываении из сундуа выпрыгивают жабы и лягушки, ле-
зут во все сторону копашашиеся змеи, а сам сундук полон бо-
лотной грязи или навоза.
Трюк подобный крайне прост и основан на одном из любимей-
ших приемов жуликов всех времен и народов - на двойном дне,
а, точнее, на двойной крышке сундука, со специальнйо выпадаю-
щей вставкой(в XIX веке нечто подобное делали в сеансах спи-
ритов, демонстрируя "письма духов", якобы "с того света").
В момент показа сверкающих сокровищ(желтое золото эффектно
при оранжевом пламени свечей и факелов) змеи, ящерицы, навоз
- уже содержатся в двойной крышке сундука, которая обычно от-
кидывается так, чтобы не привлечь внимания зрителей толщиной
своей внутреней стенки.
Когда сундук закрывается, вставка из крышки падает в сун-
дук, плотно закрывается собой сокровища. Теперь достаточно
вновь приподнять крышку и раздраженные падением змеи вмиг за-
шипят и поднимут головы, содавая эффект многрочисленности и
"заполненности" сундука, а всполошившиеся лягушки запрыгают
прочь! Что же касается жижи и навоза, то они - были только
сверху, сокровища преспокойно полеживали внизу.
Для пущего же устрашения и эффекта в грязь могли щедро до-
бавить... нефть! Тогда, при виде змей, оброненный "в ужасе"
факел заставлял вспыхнуть неистовым костром все "нечистое"
хозяйство, побуждая зрителей к бегству прочь от ужасного мес-
та, и лишний раз убеждая в "могущественности" хорошо подгото-
вивщегося к спектаклю колдуна! Правда, змеи, разумееется, по-
гибали в "адском" пламени.
ТАНЕЦ. Покачивающиеся движение кобры, стоящей "на хвосте"
и приподнявшейся из крзинки, иногда называют змеиным танцем.
Парные "змеиные танцы", с типчно приподнятой передней полови-
ной тела, в более выраженном их виде, можно наблюдать в тер-
риториальных спорах между двумя самцами(например, у амери-
канских гремучих змей), или между самцом и самков(как, ска-
жем,у гюрз). У кобры стойка означает предострежение. Повора-
чиваясь, то одной, то другой стороной, она демонстрирует "оч-
ки"(у очковой кобры) или "корону"(у королевской).
В обычном же смысле слова большинство змей глуховаты и,
приподнимясь из корзины(служащей, видимо, как резонатор), ре-
агируют, очевидно, на вибрацию ее прутьев, возникающую при
звучании дудки заклинателя. Знакомый запах заклинателя(змея
высовывает язычок, проверяя) и его характерная фигура успока-
ивают змею и она начинает покачиваться в такт его движениям.
Важный момент - плечи и голова заклинателя имеют те же
очертания, что голова над расширенным капюшоном кобры, отчего
можно полагать, что змея принимает заклинателя "за кобру",
подобно тому, как, например, гусята принимали известного зо-
лога Конрада Лоренца, так же - "за своего гуся".
ТЯГЛОВЫЕ ЗМЕИ. В целом ряде древнегреческих мифов, на мно-
гочисленных скульптурах,барельефах, картинах,фресках,геммах -
можно видеть мифических героев, богов и богинь, которые ис-
пользуют змей - в качестве... транспорта! Например, у Цереры,
у Медеи, у Сатурна "драконами"(так, согласно Авиценне называ-
ли удавов) запряжена колесница или же некий странный помост,
напоминающий плоский плотик с небольшими бортиками.
Вероятно, античные художники не кривили душою. Удавы пре-
восходно плавают и способны тащить за собой лодку или плот.
Жрецы и жрицы, для эффектных храмовых "выездов" могли и
впрямь использовать огромных прирученных змей и крокодоилов!
УДАВ НА ШЕЕ. Не следует думать, что эффектный по окраске
не ядовитый удав, пусть даже небольшой - не опасен. Мало то-
го, что он может сильно и больно укусить. Он может попрос-
ту... задушить. Так это случились в 2000 году с одним наза-
дачливым заклинателем змей, когда змею, видимо, кто-то из
зрителей незаметно ущипнул или уколол. Удав тут же стянул
свои кольца на шее хозяина, а перепуганная публика, разумеет-
ся и не подумала придти на помощь!
|